30 мая правительство Германии анонсировало, что семь АЭС, которые были закрыты после землетрясения и цунами в Японии, никогда не будут открыты. На самом деле они даже заявили, что все германские ядерные объекты будут закрыты к 2022 году. Одна треть потребностей страны в электричестве удовлетворяется за счет атомной энергетики, и на настоящий момент закрытие всего ядерного сектора открывает дорогу четырехсторонней властной игре за будущее германской экономики и курс страны. Германия планирует заменить атомную энергетику восстонавливаемыми источниками энергии. К сожалению для немцев, это невозможно в плане стоимости. Атомная энергия в три раза дешевле энергии ветра и в 12 раз дешевле солнечной энергии. Заменить в течение десяти лет одну треть всего производства энергии просто невозможно. Что приводит нас к другим трем альтернативам. Первая это Франция.
Вся поствоенная стратегия Франция сводилась к тому, чтобы привязать себя к Германии - так, чтоб последняя никогда не смогла бы ей угрожать. В эпоху после Холодной войны стратегия была немного усовершенствована с целью сделать Францию настолько значимой для германских планов, насколько это возможно. Кроме того, в отличие от Германии, население Франции положительно относится к атомной энергии, так что французы будут стараться построить столько атомных реакторов, сколько возможно, чтобы смочь экспортировать электричество, чтобы максимально прикрыть различия. Это в некоторой степени уже и происходит. После катастрофы в Японии французские энергетические компании делали все, что было в их силах, чтобы поставить энергию взамен той, что производилась на семи отключенных немцами реакторах. Так что Франция уже включилась в это соперничество.
Вторая страна это Польша. Обеспокоенность Польши немного более сложна. Тогда кк французы очевидно озабочены тем, что случится, если Германия будет слишком уверена в себе, поляки зажаты между возрождающейся Германией и возрождающейся Россией. Варшаве некуда повернуться; экономически поляки с этими странами соперничать не могут, демографически - тоже. Им нужен способ сформировать отношения с одним или с обоими государствами. Польским преимуществом, по иронии судьбы, является уголь - топливо, от которого вся Европа последние 20 лет постепенно отказывалась. Польша до сих пор получает 90% своего электричество от угля. В отличие от дорогостоящих атомных реакторов, для создания которых надо несколько миллиардов евро и от пяти до десяти лет времени, угольную электростанцию можно создать всего лишь за несколько сотен миллионов в течение года или двух. На настоящий момент Польша это страна, которая со своим неполиткорректным топливным источником может прийти на помощь Германии в кратчайшие сроки и за наименьшее количество долларов.
Последний игрок это Россия. Россия пыталась заручиться партнерством с немцами в течение десятилетий, и такое партнерство может решить множество российских долгосрочных демографических, экономических и военных проблем. Германско-российское партнерство нейтрализует Польшу и фактически всю Европу. В результате американцам будет очень сложно продвигать какую-либо антироссийскую политику в европейской сфере влияния, потому что ее будет просто некому проводить. Америке нужно, чтобы Германия в своих отношениях с Россией была бы хотя бы нейтральна, иначе у русских будут развязаны руки во всех остальных театрах, а, как бы ни были влиятельны США, пока они заняты исламским миром, они просто не могут противостоять России везде. В экономическом смысле русские воспринимают Германию как своего главного торгового партнера и крупнейший источник иностранных инвестиций. Они осознают, что если они смогут заполучить немецкую душу, их жизнь вообще станет гораздо проще. План Москвы очень прост. Существует такой трубопровод Nord Stream, который идет через все транзитные страны между русскими и немцами, и сейчас он находится на стадии финальных испытаний. Он должен начать функционировать в 2012 году и постепенно выйти на полную производительность - 55 миллиардов кубометров природного газа в год. Этих 55 миллиардов кубометров достаточно, чтобы заменить половину электричества, которое Германии давала атомная энергия. Все, что надо сделать, это построить дополнительные газовые электростанции - а топливо уже имеется.
Так что это гонка четырех игроков. Первый игрок это Германия, у которой есть политически привлекательный, но экономически невыполнимый план. Второй игрок - Франция, у которой есть привлекательный в политическом смысле, но экономически дорогой план. Третий - поляки, у которых есть политически непривлекательный и очень дешевый план. Ну и четыре это русские, у которых уже есть источник топлива.