В принципе, и Россия, и Соединенные Штаты Америки выступают за сотрудничество по противоракетной обороне. Если такого сотрудничества не будет, две страны не смогут добиться дальнейших успехов в деле сокращения своих огромных арсеналов вооружений.
Высокопоставленные представители обеих стран, а также НАТО ведут дискуссии с целью выработки механизма сотрудничества в области ПРО, но конкретных соглашений им пока достичь не удается. Запланированная на среду в Брюсселе встреча министров обороны России и НАТО даст еще одну возможность высказаться о том, как можно на практике осуществлять такое сотрудничество.
Если президенты Дмитрий Медведев и Барак Обама проявят необходимую политическую волю и лидерские качества, то можно будет заключить взаимные письменные гарантии того, что развертывание в перспективе элементов стратегической противоракетной обороны никоим образом не будет направлено друг против друга. Они могут также создать совместный центр обработки информации о пусках ракет третьими странами, такими как Иран, которые могут представлять угрозу для России, Европы, а возможно, и для США.
К сожалению, противники контроля вооружений в американском Конгрессе пытаются ограничить масштабы сотрудничества по ПРО законодательными мерами. В то же время некоторые представители российских военных кругов подрывают то доверие, которое необходимо для регламентации такого сотрудничества, неверно представляя факты по противоракетной обороне.
Даже в нашу эпоху, когда нет холодной войны, и когда существует масса финансовых ограничений, усилиям по контролю вооружений по-прежнему мешают стереотипы мышления в рамках апокалиптических сценариев и местнические подходы к военным бюджетам. Американские политики и комментаторы регулярно преувеличивают значимость ПРО для предотвращения ракетно-ядерной угрозы и успехи иранских и северокорейских баллистических ракетных сил, против которых направлена противоракетная оборона США. А их российские партнеры преувеличивают потенциальные возможности будущей американской ПРО по созданию угроз передовым стратегическим ядерным силам Москвы.
Учитывая сохраняющуюся подозрительность и изначально субъективный характер оценок будущего потенциала, видимо, было бы неоправданно ожидать укрепления реализма в ходе дебатов на эту тему. Но вполне разумно рассчитывать на то, что лидеры государств, а также дающие им рекомендации эксперты будут избегать умышленно ложных заявлений и бессмысленной логики.
Я призываю к ответу оппонентов нового СНВ за их искажающие истину заявления по поводу российского наступательного ядерного потенциала, а также американских политиков за их попытки принизить обеспокоенность Москвы относительно программ США в области стратегической противоракетной обороны. Но прозвучавшие недавно российские комментарии по ПРО в равной степени искажают истину и мешают поиску взаимоприемлемых путей для продвижения вперед.
В 2009 году Обама отменил противоречащие логике планы президента Джорджа Буша по размещению американских стратегических ракет-перехватчиков в Польше и мощной радиолокационной станции в Чехии к 2015 году. Эти планы оставляли юго-восток Европы незащищенным от иранских ракет средней дальности. Вместо этого Обама провозгласил поэтапный адаптивный подход к европейской противоракетной обороне (EPAA), который гораздо больше ориентирован на реальные и возникающие ракетно-ядерные угрозы со стороны Ирана.
В сочетании с новым СНВ этот подход Обамы дает возможность для «перезагрузки» российско-американских отношений. Новый график дает несколько дополнительных лет для урегулирования ряда острых противоречий между Россией и США в их представлениях о том, как стратегическая противоракетная оборона отразится на общем соотношении сил.
Лишь на третьем этапе EPAA, который начнется в 2018 году, будет осуществлено развертывание более совершенных перехватчиков SM-3 против потенциальной угрозы баллистических ракет промежуточной дальности со стороны Ближнего Востока. И только на четвертом этапе, в 2020 году или позднее, усовершенствованная противоракета SM-3 обретет возможность для укрепления находящихся на территории США средств ПРО от горстки потенциальных межконтинентальных баллистических ракет с Ближнего Востока.
Однако официальные российские представители неоднократно выступали с неточными и дезориентирующими заявлениями по поводу планов США. Две недели назад заместитель начальника Генерального штаба Андрей Третьяк заявил, что российские стратегические ядерные силы подвергнутся опасности на третьем этапе EPAA, а также ошибочно сказал, что этот этап начнется в 2015 году, хотя он на самом деле запланирован на 2018 год.
Представитель Генерального штаба Вячеслав Кондрашов выступил с утверждением о том, что ни Иран, ни Северная Корея «в настоящее время не обладают баллистическими ракетами, способными нанести удар по США или по какой-то другой стране-члену НАТО». Однако у члена Североатлантического альянса Турции есть общая граница с Ираном, а следовательно, эта страна окажется в зоне поражения в случае применения Тегераном его многочисленных ракет малой и средней дальности.
Можно не придавать значения российским официальным заявлениям, называя их безобидным преувеличением. Однако, выступая 20 мая на Международном юридическом форуме в Санкт-Петербурге, и сам Медведев назвал 2015 год тем моментом, когда возникнет «угроза безопасности России».
Россия настояла на включении в договор СНВ-3 преамбулы с формулировкой о том, что существующие стратегические оборонительные системы вооружений не должны «подрывать жизнеспособность и эффективность стратегических наступательных вооружений сторон». Сегодня у США имеется 30 стратегических ракет-перехватчиков наземного базирования на Аляске и в Калифорнии, и предназначены они для защиты американской территории от ограниченного нападения межконтинентальных баллистических ракет. Заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков подтвердил это 16 мая, когда заявил, что «действующие элементы американской ПРО не представляют угрозы для России».
Такой же реализм необходим сторонам во время деликатных и трудных переговоров по развитию российско-американского сотрудничества в области ПРО и выведению его на новый уровень. Это поможет Москве и Вашингтону противостоять общим угрозам со стороны новых стран на Ближнем Востоке, которые занимаются распространением ядерного оружия, а также снять вполне законную и обоснованную обеспокоенность России по поводу сохранения надежности своих сил ядерного сдерживания.
Преувеличения российских руководителей по поводу воспринимаемой угрозы, а также неверное толкование американских планов и ошибочное представление об их возможностях являются деструктивными. Это вводит в заблуждение российскую общественность, усиливает недоверие в США к мотивам и побуждениям Москвы, а также сводит на нет те возможности, которые появились в связи с политикой администрации Обамы по сокращению американского и российского ядерных арсеналов и привлечению других ядерных государств к процессу разоружения.
Грег Тильманн – старший научный сотрудник независимой вашингтонской Ассоциации по контролю над вооружениями (Arms Control Association)