Движение за высшее образование для женщин скоро получит новый сильный импульс от открытия известных «медицинских школ для женщин» в Санкт-Петербурге.
В стране царя велика необходимость в институте такого типа. Крестьянская Россия очень страдает от отсутсвия профессионалов в борьбе с заболеваниями. В некоторых уголках страны про хирургию не знают и вовсе, а ответственность за предписание лечения остается в руках деревенских шарлатанов. В этом случае создание образованного класса профессионалов, направленного, в-основном, на полезную деятельность в провинциальных городах и деревнях – это задача, в решении которой Россия стремительно продвигается вперед.
Но примечательно то, что такая крупная часть этой филантропической работы будет осуществляться женщинами. Удивительно то, что страна, которая находится в конце почти всех списков того, что придает силу и достоинство социальной сфере современного государства, достигла для своих женщин такого положения свободы и уважения, которому могут позавидовать даже самые «продвинутые» англосаксонские нации.
Антропологи могут спорить между собой о том, превосходит ли русская женщина по умственным показателям русского мужчину – что про нее часто говорится – но ясно то, что в поиске высших показателей расы в России, как умственных, так и физических, нужно обращаться к женщинам, а не мужчинам. Русская женщина начала отстаивать свои права со времен Петра Великого, который освободил ее от домашней тирании терема. Ее борьба за независимость не прекратилась с тем разочарованием, которое рано или поздно приходит ко всем, кто пытается построить идеальную систему на руинах естественных законов.
Она организовала для себя одну из самых лучших образовательных систем в Европе, ее возможности для обретения научного и технического знания даже лучше тех, которыми наслаждаются ее западные сестры. Само государство проявляет симпатию к ее похвальным амбициям, и теперь даже самые серьезные общественные позиции ей по плечу.
Однако правдой является и то, что русские женщины иногда сомнительно используют свободу, которую они частично завоевали, а частично получили в подарок. Крепкое вино западной культуры пьянит многих из них. Хоть и обладая тенденциями к идеализму, в глубине души русская женщина остается явной реалисткой.