В среду состоится встреча министров обороны стран НАТО с их российским коллегой. Министры будут добиваться поддержки Россией европейской системы противоракетной обороны и российского сотрудничества в этом вопросе.
Если удаться добиться согласия Москвы, это станет важным шагом к сближению между НАТО и ее бывшим врагом, что пой ооможет укрепить связи между Россией и евроатлантическим сообществом.
Москва перестала яростно отвергать любые попытки США заговорить о противоракетной обороне и теперь, по-видимому, думает о возможностях слияния ее собственной развивающейся системы и системы НАТО. Тем не менее, вопрос по-прежнему далеко не урегулирован, и если к нему не подходить тщательно, он может погубить те достижения, которых уже удалось добиться в области перезагрузки отношений между Россией и Западом.
Суть проблемы заключается в том, что Москва опасается , что создаваемая НАТО система ПРО может в итоге начать угрожать эффективности российских сил ядерного сдерживания.
Хотя Вашингтон ясно дал понять, что система направлена против иранских ракет и ни в коей мере не ослабляет российский потенциал сдерживания, Москву он не убедил. Соответственно она просит предоставить обязывающие гарантии, которые ограничат масштаб системы. Вашингтон между тем справедливо отвергает саму идею того, что Россия будет диктовать параметры противоракетной обороны НАТО. Даже предложить нечто подобное, значило бы вызвать настоящую смуту на Капитолийском холме.
Соединенные Штаты попробовали развеять подозрения Москвы, пригласив Россию участвовать в создающейся системе. Вашингтон рассчитывает, что благодаря обмену технологиями и взаимодействию между натовской и российской системами Россия поймет, что планы США для нее безопасны, и начнет пользоваться дополнительными преимуществами сотрудничества с системой НАТО.
Между тем Россия рассчитывает на значительно больший размах сотрудничества, чем предполагает НАТО. США готовы делиться с Россией секретными технологиям лишь в определенной степени, а НАТО вряд ли санкционирует договоренности, дающие России оперативный контроль над системой. Тем более, что с точки зрения членов НАТО из Центральной Европы делиться конфиденциальными технологиями или правом принимать решения с Россией – все равно, что запустить лису в курятник.
Диалог между НАТО и Россией, который будет проходить в среду, вряд ли выведет ситуацию из тупика. Россия по-прежнему не доверяет Соединенным Штатам и НАТО в достаточной мере для того, чтобы согласиться с планами Вашингтона. Вашингтон и его союзники по НАТО, в свою очередь, недостаточно доверяют России, чтобы распахнуть свои двери и сделать Москву равноправным партнером по системе противоракетной обороны.
Тем не менее, НАТО и России следует выработать конкретный рабочий план, который позволит им постепенно создать общую позицию по противоракетной обороне. Сейчас идет работа над проектом разработки правового поля для нарастающего обмена технологиями между Россией и Соединенными Штатами. Когда оно будет создано, это увеличит прозрачность планов НАТО в области ПРО и даст России больше уверенности в намерениях США..
НАТО и России также следует основать центры «сопоставления данных», которые дадут им возможность обмениваться информацией – в том числе и по нацеливанию ракет-перехватчиков, – и координировать сигналы о ракетных угрозах. Совместный исследовательский центр по противоракетной обороне мог бы также стать площадкой для углубления сотрудничества между Россией и НАТО.
Чтобы добиться сближения в области противоракетной обороны, потребуется не только пошаговый прогресс в области технологического и оперативного сотрудничества. Необходимы более широкие усилия по дальнейшему расширению связей между Россией и Западом.
Для начала стороны должны увеличить роль Совета Россия-НАТО, служащего основной площадкой для консультаций между альянсом и Москвой. Члены НАТО должны постараться превратить совет в механизм реального сотрудничества, который даст альянсу возможность учитывать опасения России при принятии решений.
В свою очередь, Россия должна прекратить использовать совет для устройства театральных обструкций и начать использовать предоставляемые им возможности для дискуссии и сотрудничества.
НАТО и Россия могут также укрепить взаимное доверие, развивая конкретное сотрудничество на различных фронтах. Россия может активнее помогать НАТО в Афганистане. Соединенные Штаты и Россия, успешно заключившие новый договор о СНВ, который предусматривает сокращение ядерных арсеналов, могут теперь заняться вопросами контроля над обычными вооружениями. Укрепление контактов между американскими и российскими вооруженными силами было бы особенно полезно, так как оно ослабило бы сохранившиеся со времен холодной войны взаимные подозрения. Вдобавок существует множество возможностей для сотрудничества между НАТО и Россией, связанного с миротворческой деятельностью, кибербезопасностью и морскими операциями по борьбе с пиратством и контрабандой наркотиков.
Соединенным Штатам и Европейскому Союзу следует продолжать развивать экономические связи с Россией. Чем сильнее будет Россия интегрирована в западные рынки, тем больше у нее будет оснований отказаться от своего стратегической соперничества с Западом. Этому способствовало бы и вступление России во Всемирную торговую организацию.
Если НАТО и Россия сумеют договориться в отношении ПРО, впереди их все равно будут ждать серьезные разногласия, в том числе вокруг дальнейшего расширения НАТО и статуса отколовшихся от Грузии Абхазии и Южной Осетии.
Тем не менее, надежное примирение России и НАТО, наконец, становится реальной перспективой. До соглашения по противоракетной обороне пока далеко, однако предстоящая в среду встреча может заложить для него основы. В таком случае Европа сделает новый шаг к урегулированию отношений с Россией после холодной войны.
Чарльз Купчан - профессор международных отношений в университете Джорджтаун и старший научный сотрудник Совета по международным отношениям.