Организаторы Зимней Олимпиады 2014 в российском курортном городе Сочи выбрали в прошлом месяце швейцарскую языковую школу EF Education First официальным поставщиком всего мероприятия в категории «обучение иностранному языку». В задачи компании входит обучение английскому до 70 000 работников Олимпиады, волонтеров и работников туристического сектора.
Строительство стадионов и транспортной инфраструктуры было задумано начинать с нуля, и оно уже идет полным ходом, как на побережье, так и в горном курортном городке. Но с ожидаемым наплывом десятков тысяч международных гостей, организаторы должны уже сейчас подумать о том, чтобы языковый барьер не встал последней преградой на пути к успеху.
Английский выступит как лингва-франка этих игр, и не только между официальными лицами и спортсменами, но также и на улицах Сочи – города, который рассчитывает отметиться на международных туристических картах. Но обратный отсчет до открытия Олимпиады в феврале 2014 года уже начался, осталось меньше тысячи дней, и превратить за этот срок всех, от таксистов до боковых судей, в уверенных пользователей английского языка – реальный вызов, причем достаточно обескураживающий.
По словам Бернарда Ширера (Bernard Shearer), главы российского отделения EF, его компания имеет реальный успешный опыт в реализации глобальных языковых программ. Компания EF сотрудничает с организаторами олимпиад с 1988 года (с Олимпиады в Сеуле), а недавно отвечала за языковую подготовку 6000 олимпийских чиновников в преддверии Олимпийских игр в Пекине в 2008 году.
С EF также был заключен контракт на обучение 60 000 работников Азиатских игр в Гуанджоу в 2010 году (в Китае), а сейчас компания работает с сотрудниками бразильского Министерства по туризму – перед компанией стоит задача подготовить по английскому и испанскому 80 000 человек за один год, что требуется в рамках программы Olá Turista по работе в туристическом секторе, запущенной в преддверии Чемпионата мира по футболу, который пройдет в Бразилии в 2014 году.
EF начала кампанию по Олимпийским играм в Сочи в прошлом месяце, запустив сайт, на котором предлагались ежедневные занятия по английскому и уделение особого внимания словарному запасу на «олимпийскую» тематику.
В 2012 году компания начнет специализированное обучение 7500 сотрудников организационного комитета олимпиады в Сочи и 25000 волонтеров, которых наберут со всей России, а также планируется начать обучать до 35000 поставщиков и подрядчиков.
Компания EF открыла первую языковую школу в России в середине 90-х, и сейчас в стране насчитывается 33 филиала в 11 городах. Но, со слов Ширера, достигнуть поставленных задач только при личном (лицом к лицу) обучении в классах будет невозможно.
«Для нас самой главной сложностью является географическая рассредоточенность. Предстоит работать с 25000 волонтеров, рассыпанных по девяти временным поясам России», – отмечает он.
Поэтому большая часть учебного процесса будет протекать на специальном сайте компании EF – Englishtown.com. Каждый обучающийся сможет зарегистрироваться для прохождения стандартных занятий, которые помогут развить основные навыки общения на английском языке, а также сможет получить доступ к занятиям по своей профессиональной специфике, в зависимости от своей роли на Олимпиаде.
«Сейчас мы находимся на одном из первых этапов этого проекта – формируем профессиональные группы, по которым будет происходить дальнейшее деление», – сообщил Ширер. По его представлениям, большинству олимпийских работников потребуется в первую очередь сосредоточиться на основных навыках общения на английском языке.
«Оказалось, что судьям в Пекине нужно было подтягивать основные навыки общения. Им нужно было работать и над своим техническим английским, но по крайней мере некая база у них была, то есть они понимали суть языка».
Светлана Тер-Минасова, декан Факультета иностранных языков МГУ и один из главных российских экспертов по обучению английскому языку (ELT), оптимистично отзывается об участии EF в олимпийской программе 2014 года и полагает, что особенно полезны эти занятия будут для молодежи, тем более учитывая качество обучения в EF.
«Потребность в знании английского сейчас у молодежи огромная, и она качественно превышает предложение в этой области», – отметила она.
Среди языков, которые можно выбрать для изучения в государственных школах, английский лидирует с огромным отрывом, говорит она, но недавние реформы в системе образования говорят о том, что улучшение качества и стандартов преподавания и учебных материалов не являются приоритетными. И то, насколько курс EF сконцентрирован на занятиях онлайн может стать настоящим испытанием на выдержку для обучающихся олимпийцев. Ширер признает, что в России пока что интернет не очень рассматривают в качестве образовательного канала.
«У людей пока что сохраняется устаревшее представление об удаленном обучении по интернету. Наша онлайн-школа невероятно далеко ушла, учителя доступны 24 часа в сутки, технологии мобильны. Сейчас нам нужно донести это понимание до общества».
Бразильская программа Olá Turista сочетает уроки онлайн с занятиями лицом к лицу с преподавателем в 11 крупных городах, где расположены образовательные центры. Грэм Ходжсон (Graeme Hodgson), бывший директор обучающих программ ELT в Британском совете в Бразилии, теперь работающий на цепь языковых центров Cultura Inglesa, говорит, что Кубок мира создал целую нишу новых потребителей услуг языковых школ – это работники обслуживающего сектора, которым нужно в сжатые сроки освоить базовый разговорный английский.
«Не верю, что у людей будет достаточно времени или мотивации для постоянных уроков в формате лицом к лицу с преподавателем, однак о и статистика по интернет-курсам не очень – бросают занятия 60-70% «студентов»», – отмечает Ходжсон.
Также только будущее покажет, смогут ли организаторы игр в Сочи запустить и поддерживать процесс обучения английскому на должном уровне, соответствующем уровню, на котором держались сочинские предшественники, например, работники олимпиады в Китае.
Боб Адамсон (Bob Adamson) из гонконгского Института образования говорит, что эти программы, инициированные правительством, помогли повысить статус разговорного английского.
«Эти кампании способствовали изменению восприятия, теперь в Китае английский язык приобрел высокий статус – его воспринимают как язык, который открывает доступ к экономическим ресурсам и дает социальную мобильность», – комментирует Адамсон.
Но в более долгосрочной перспективе уровень владения языком после олимпийской подготовки остается сомнительным, отмечает Брендан О’Кейн (Brendan O'Kane), американский лингвист, давно живущий в Пекине.
«На занятиях очень много внимания и усилий вкладывалось в людей из сферы обслуживания, особенно в таксистов. По моим ощущениям, в их головах осело мало что из тех уроков. Как только олимпиада закончилась, все вернулось на круги своя», – признается О’Кейн.