Администрация президента Барака Обамы недавно пригрозила наложить вето на военный бюджет, заявив о «серьезной обеспокоенности» по поводу положений, ограничивающих объемы той технической информации по американской ПРО, которой Белому дому разрешено делиться с Москвой. Это та информация, которую российский премьер-министр Владимир Путин в прежние годы приказал бы своим шпионам украсть любыми способами. Настойчиво стремясь к «перезагрузке» отношений с Россией, администрация Обамы готова запросто отдать эту информацию, ослабив таким образом национальную безопасность США.
Через два дня после угрозы наложить вето – когда Обама пытался улучшить отношение российского президента Дмитрия Медведева к американским планам ПРО на саммите «большой восьмерки» во французском Довиле – Палата представителей приняла законопроект о военных расходах. В него включили то положение, которое президентская команда посчитала столь оскорбительным: в разделе 1228 написано, что нельзя использовать средства для передачи Российской Федерации секретных американских технологий ПРО.
Такой акт благоразумия со стороны Конгресса появился не на пустом месте. В ходе сенатских дебатов по новому договору СНВ возникли вопросы о том, что могла пообещать Москве администрация Обамы в отношении американских планов противоракетной обороны. Споры возникли по поводу преамбулы соглашения, в которой увязываются наступательные и оборонительные вооружения, а также по поводу российского заявления, что ратификация договора будет зависеть от того, будут или нет Соединенные Штаты совершенствовать свои системы ПРО. Из договора о сокращении наступательных вооружений становится ясно, что русские потребовали от администрации Обамы включить в условия сделки американскую ПРО.
Этот вопрос не нашел пока своего решения, а Конгресс между тем выяснил, что администрация работает с русскими над соглашением по противоракетной обороне, и что Москва в рамках этой сделки просит Соединенные Штаты предоставить ей большой объем технической информации по американской ПРО, а также полномочия по управлению. А поскольку администрация всеми силами старается угодить Кремлю, она вполне может согласиться на это.
Палата представителей сказала решительное «нет» такой перспективе, решив проигнорировать угрозу Обамы о наложении вето и утвердив законопроект об ассигнованиях на оборону большинством голосов 322 к 96, что исключает возможность вето. Сенат может поступить точно так же. 14 апреля 39 сенаторов-республиканцев направили президенту письмо, в котором выразили озабоченность по поводу возможного предоставления администрацией русским секретных американских технологий и права «красной кнопки», позволяющего запрещать перехват ракет, выпущенных по американским войскам или по их союзникам. Это позволит России лишить Соединенные Штаты возможности осуществлять перехват тех ракет, которые Вашингтон считает угрозой.
В письме, инициатором которого выступил сенатор из Иллинойса Марк Кирк (Mark Kirk), излагается требование к администрации дать Сенату гарантии того, что она не будет делиться секретной информацией военного характера с Москвой. Сенаторы заявили, что предоставление такой информации Москве может создать проблемы в связи с ее многолетним шпионажем и техническим сотрудничеством с Ираном и Сирией.
Они абсолютно правы, проявляя такую обеспокоенность. Тегеран плюет на Вашингтон и с удвоенной энергией реализует свою ракетную программу. Глава национальной разведки США Джеймс Клэппер (James Clapper) заявил в марте в комитете Конгресса, что Иран «скорее всего, отдаст предпочтение ракетам для доставки ядерных зарядов к цели», и что Исламская Республика Иран «продолжает наращивать численность, дальность действия своей группировки баллистических ракет, а также активно совершенствует их, поскольку многие из этих ракет способны нести ядерную боевую нагрузку».
Благодаря российской помощи Иран добился немалых успехов в своей ракетно-ядерной программе. Если Соединенные Штаты начнут предоставлять России важную информацию о своей противоракетной обороне, какое-нибудь российское ведомство – официальное или нет – вполне может передать данные сведения Тегерану, что позволит иранцам использовать слабости и недостатки американской системы.
Несмотря на это, администрация Обамы продолжает демонстрировать свое намерение разбазарить противоракетную оборону, а Соединенные Штаты в настоящее время не разрабатывают и не развертывают технику и оборудование ПРО теми темпами и в тех объемах, как того требуют существующие угрозы.
Распространение ракет, особенно малой дальности, продолжается ускоренными темпами. В результате США больше, чем когда бы то ни было, нуждаются в оборонительных системах ближнего действия, таких как THAAD (противоракетный комплекс мобильного наземного базирования для высотного заатмосферного перехвата ракет средней дальности) и «Пэтриот». Соединенные Штаты, их войска, находящиеся за рубежом, и их союзники также не защищены от ракет малой дальности морского базирования и ракет дальнего действия в случае их массового пуска. Единственная система, имеющаяся сегодня у США для защиты от межконтинентальных баллистических ракет, это система наземного базирования для перехвата баллистических ракет на среднем участке траектории (GMD), возможности которой ограничены. Система морского базирования «Иджис» призвана дополнить систему GMD, защищая территорию страны от ракет большой дальности. Но это будет возможно лишь к 2020 году, а согласно оценкам разведки, межконтинентальные баллистические ракеты появятся у Ирана в 2015 году.
Лидеры в Палате представителей, и особенно в комитете по делам вооруженных сил заслуживают благодарности за свои попытки устранить эти недостатки. В законе об ассигнованиях на военные нужды выделяются дополнительные средства на системы ПРО ближнего действия, на системы GMD и «Иджис». Самое примечательное заключается в том, что администрации предоставляется право на проведение исследования о технической и оперативной целесообразности и осуществимости проекта ракетного перехвата космического базирования. Это идеальный тип системы перехвата ракет в оптимальной точке траектории, на этапе разгона.
Но как показывает угроза администрации наложить вето, будущее американской системы ПРО требует больше, чем Конгресс может обеспечить в одиночку. Есть надежда, что Белый дом образумится и прекратит свои попытки заигрывания с Россией в целях «перезагрузки» в ущерб национальной безопасности США.
Джеймс Вулси — председатель Фонда в защиту демократий (Foundation for Defense of Democracies), бывший директор Центрального разведывательного управления США.