Москва - Раньше сложно складывавшиеся отношения Москвы с НАТО в последние два года значительно улучшились, но ситуация с растущими разногласиями между Москвой и Западом в вопросе организации общего противоракетного щита, необходимого для защиты цивилизации от нападок злодеев, похожа на того самого слона в комнате, которого пока что предпочитают не замечать – но он может вот-вот проснуться и начать опасно ворочаться.
События могут достичь апогея в четверг, когда министр обороны США Роберт Гейтс встретится со своим российским коллегой Анатолием Сердюковым. Это будет первая встреча Совета России и НАТО на высоком уровне с тех пор, как отношения между сторонами охладели после российской краткосрочной войны с Грузией летом 2008 года.
В прошлом ноябре на саммит НАТО в Лиссабоне президенты Барак Обама и Дмитрий Медведев договорились о поиске общей формулы построения системы защиты Европы и Северной Америки, которая не станет представлять собой угрозу для стареющих российских оборонных систем, которые в Кремле рассматривают как основу национальной безопасности.
Но если с тех пор что-то и изменилось, то только в сторону дальнейшего разрастания противоречий – Медведев открыто предупредил на пресс-конференции в прошлом месяце, что Россия может оказаться вынуждена отступить от соглашения по сокращению арсенала ядерного оружия по договору СНВ-3 и, вероятно, ей придется втянуть Европу в новую гонку вооружений, если текущие планы США по размещению системы ПРО будут реализованы.
«Разочарование России нарастает, потому что наши тревоги не воспринимают серьезно, – отметил Александр Храмчихин, заместитель директора независимого московского Института политического и военного анализа. – Оказывается, что улучшения в наших отношениях были кратковременны и не основывались на чем-либо серьезном, а в отношении серьезных вопросов НАТО поступает как хочет и предлагает России принимать их решения как данность».
На этой неделе можно было наблюдать один из признаков улучшения отношений между Россией и НАТО, а также и пример того, как бывшие противники по холодной войне могли бы сотрудничать ради общих целей. Проводились первые совместные воздушные антитеррористические учения, названные «Бдительное небо–2011», и в ходе этих учений российские и натовские вооруженные силы отрабатывали совместные меры по предупреждению терактов, аналогичных событиям 11 сентября 2001 года. Отрабатывалось сопровождение «захваченного» самолета вдоль большей части границ Восточной Европы.
В ходе учений, высоко оцененных официальными лицами с обеих сторон, российские истребители при помощи центров по контролю с земли сопровождали «цель» до польской границы, где «цель» и вся информация о ее маршруте следования передавалась «из рук в руки» воздушным силам Польши.
Но угроза, связанная с размещением систем ПРО, мрачным маревом зависла над этим проектом и рискует перекрыть собой весь дух «доброго сотрудничества», исходящий от подобных практических мероприятий.
Чего хочет Москва
Москва хочет либо единую противоракетную систему, управляемую совместно – иными словами, чтобы российский палец лежал на кнопке пуска, либо две независимые системы, одну для России и одну для Европы, устроенные так, чтобы они не пересекались. Поскольку практически в любом случае ракете, пущенной в сторону Запада из Ирана или Северной Кореи, предстоит проделать часть пути по российскому воздушному пространству, то США и НАТО оказались совсем не готовы согласиться ограничить свою систему ПРО мониторингом при помощи радаров и таким размещением ракет-перехватчиков, при котором их рабочая зона заканчивалась бы у российских границ.
На встрече в Брюсселе 28 министров обороны стран-членов НАТО должны договориться о контурах будущего управляемого НАТО противоракетного «зонта», который должен будет защищать Европу, но генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен (Anders Fogh Rasmussen) уже развенчал надежды Москвы на равное участие и контрольные полномочия России в единой системе ПРО.
«На это очень простая причина – НАТО не может распространять на другие страны оборонные обязательства, которые связывают между собой страны-члены НАТО, – заявил он во вторник. – Кроме того, я могу вас заверить, и я заявлял об этом публично уже много раз, что НАТО никогда не нападет на Россию и мы верим, что Россия видит наш союз в том же свете».
Россияне отвечают, что риторических обещаний не достаточно.
«Россия хочет обязательств и официальных гарантий, которые администрация Обамы не в состоянии предоставить, – отметил Владимир Дворкин, эксперт московского Центра безопасности при Институте мировой экономики и международных отношений. – Политическое упрямство, выказываемое обеими сторонами, значительно осложняет конструктивный диалог на эту тему».
Кремль глубоко озабочен поэтапным адаптированным планом Пентагона, который предусматривает размещение 440 ракет-перехватчиков на 43 судах и двух наземных базах на территории Европы – в Польше и Румынии, план должен быть осуществлен к концу этого десятилетия. Самое большое беспокойство, по словам российских экспертов, вызывают более поздние фазы реализации этого проекта, когда в 2018 году начнется массовая установка ракет-перехватчиков SM-3 Block II.
«Ситуация совершенно изменится, когда начнется реализация последних фаз разворачивания плана ПРО, – рассказал в прошлом месяце журналистам генерал-лейтенант Андрей Третьяк Генерального штаба России. – Это реальная угроза нашим стратегическим ядерным силам».
Третьяк отметил, что всестороннее исследование, заказанное Министерством обороны России, показало, что планируемая установка системы ПРО будет представлять существенную угрозу российским межконтинентальным ракетам, и что таким образом будет нарушен стратегический паритет с США и основные принципы договора СНВ-3.
Формулировка, добавленная в это соглашение Россией, позволяет ей выйти из него при условии, если Запад начнет разворачивание противоракетного оружия, «способного значительно понизить эффективность стратегических ядерных сил Российской Федерации».
Отход России от соглашения СНВ-3 может полностью остановить прогресс в отношениях между Россией и США и дать дорогу сторонникам жесткого курса во внешней политике.
Обаме и Медведеву обоим вскоре предстоит вступить в битвы за президентские посты в своих странах, поэтому им необходимо избегать такого развития событий и найти формулу, которая позволит России и США, по крайней мере, продолжить разговор о сотрудничестве в области ПРО в дружеской форме, говорят эксперты.
За итогами встречи Гейтса и Сердюкова, запланированной на четверг, будут внимательно наблюдать – станет ли она позитивным или негативным знаком. «Соглашение СНВ-3 – единственный успех в отношениях между США и России с момента их восстановления, и, с политической точки зрения, это было бы очень плохо, как для Обамы, так и для Медведева, если это соглашение распадется», – прокомментировал Виктор Кременюк, заместитель директора московского Института США и Канады.
«Но единственный способ наверняка спасти эти отношения – это двигаться дальше и проработать эту тернистую тему противоракетной обороны, – отметил он. – Острая необходимость в приобретении политической популярности, которую испытывают оба президента, может взломать этот затор в переговорах и позволить быстрее продвинуться дальше в обсуждении деталей. Это решаемая ситуация, но для того, чтобы ее разрешить, потребуется политическая воля».