Представители украинской власти не допускают и капли сомнений в том, что страна успеет подготовиться к проведению чемпионата Европы по футболу, до начала которого остается меньше года. Операционный директор Евро-2012, который пройдет на Украине и в Польше, Мартин Каллен оценивает готовность Украины к проведению чемпионата в 70%-80%, тогда как оценки украинских чиновников еще более оптимистичны.
Так, говоря про достижения Украины, власти страны традиционно обращают внимание на то, что два из четырех стадионов, где будут проходит матчи чемпионата – «Металлист» в Харькове и «Донбасс-Арена» в Донецке, – не просто готовы, но и уже принимают поединки украинского чемпионата и еврокубков.
Однако стадионы в Киеве и Львове еще находятся в стадии строительства. И даже в УЕФА, хоть и отмечают «значительный прогресс» Украины, обращают внимание на многочисленные задержки и отставание от графика подготовительных работ.
Стадион в Киеве, на котором должен проходить финальный матч, планировали сдать ко Дню независимости Украины в конце августа, однако сейчас говорят о конце октября, тогда как строительство львовского стадиона хотели закончить в середине 2011 года, но перенесли дату на ноябрь. Даже несмотря на это, украинские чиновники в один голос говорят: «Все идет по плану».
Польский журналист Михал Поль, посетивший стройку львовского стадиона, написал у себя в блоге, что объект находится даже не «в сыром виде»...
Когда будут готовы украинские дороги?
Подготовка к чемпионату во Львове частично переместилась в суд: там решают судьбу трех земельных участков, через которые должна пройти дорога к стадиону.
Их собственники, жители села Зубра, не хотят продавать свои земельные паи, поскольку считают предложенную государством цену 625 гривен (чуть менее 80 долларов) за сотку слишком низкой.
Львовская областная госадминистрация обратилась в суд, апеллируя к «общественной необходимости» изъятия земли. Однако, как рассказала адвокат трех жителей села Зубра Валентина Рудык, женщины готовы отказаться от своих участков, однако не за деньги, а в обмен на другую землю.
Власти признают, что ситуация во Львове, по сравнению с тремя другими городами-хозяевами Евро, наиболее сложная.
Директор украинского оргкомитета Евро-2012 Маркиян Лубкивский подверг резкой критике подготовку чемпионата в западной части страны. И если проблема использования стадиона по завершению чемпионата, про которую он говорил, выглядит для города отдаленной перспективой, то налаживать инфраструктуру необходимо уже сегодня.
При этом речь идет не только о подъездах к стадиону, а о транспортном сообщении вообще: в частности, городских и пригородных автобусах, которых либо нет, либо не хватает.
По словам Мартина Калена, Украине понадобится еще 30-40 лет, чтобы решить проблему дорог. Однако чиновник признает, что Украина далеко не первая страна, которая сталкивается с подобными трудностями: «В Португалии в 2004 году тоже далеко не все было идеально, но была праздничная атмосфера».
Однако украинский спортивный обозреватель Андрей Шахов говорит, что созданию атмосферы может помешать тот факт, что в стране не так много людей говорят на иностранных языках: «В большинстве стран, которые ранее принимали чемпионаты Европы, гораздо больше людей говорили по-английски».
По словам журналиста, существует и проблема «украинского менталитета», которая заключается «в нашей неготовности общаться с иностранцами активно и так, чтобы им было все понятно».
Однако, по результатам социологического исследования компании Gfk-Ukraine, несмотря на все страхи, связанные с разворовыванием государственных средств или неспособностью подготовиться к турниру, абсолютное большинство украинцев – 89% – поддерживают проведение чемпионата Европы у себя в стране.
Горячая пора
Если проанализировать срок сдачи в эксплуатацию объектов, которые строят под Евро-2012, то Украина входит в горячую пору: едва ли не каждый месяц в стране открывают новую взлетно-посадочную полосу, построенный или отремонтированный терминал аэропорта, новую дорогу.
Однако даже сейчас, за год до чемпионата, сроки сдачи некоторых объектов слишком приближены к старту турнира. В УЕФА отмечают и существование бюрократических проблем.
«Необходимо заполнять огромное количество бумаг, сертификатов и лицензий. Если не начать сейчас, времени останется слишком мало», – сказал Мартин Келлер в интервью Associated Press.
Среди наиболее широко разрекламированных преимуществ Евро-2012 года для Украины наиболее часто называлось привлечение инвестиций. Однако выяснилось, что для инвестиционного бума одного лишь масштабного проекта мало – необходимы также политическая стабильность и благоприятный инвестиционный климат.
Украина этим похвастаться не может, а потому масштабных капиталовложений в украинскую экономику со стороны иностранных инвесторов не случилось, и чемпионат приходится готовить практически полностью за счет государственных средств (за исключением отелей, и двух стадионов – в Донецке и Харькове).
Недавно Украина отказалась от тендеров на закупки к Евро-2012, пояснив это отсутствием времени на выполнение всех необходимых процедур.
Цена вопроса
Отдельная история – увеличение смет на строительство объектов чемпионата. Так, только цена строительства киевского стадиона увеличилась более чем в три раза за три года: со 150 миллионов до 500 миллионов долларов.
Государственную политику в этой области резко критикует оппозиция, в частности, министр теневого правительства по вопросам Евро-2012 Остап Семерак.
«Когда эксперты сравнивают стоимость строительства одного километра дороги на Украине с Европой и США, то выясняется, что украинские дороги – дороже. То же самое относится и к стадионам», – сказал Остап Семерак в одном из недавних интервью.
При этом приблизительная стоимость чемпионата Европы для Украины также менялась: во времена Виктора Ющенко речь шла о 2,5 миллиардах евро, а сейчас вице-премьер Украины Борис Колесников говорит о 5,5 миллиардах евро.
Похоже, Евро-2012 станет для украинцев «дорогим» во всех смыслах.