Почему в Польше нет хороших дорог и трасс? «Чтобы русские или немцы не могли быстро проехать на своих танках через нашу территорию», - такое объяснение состояния дорожной инфраструктуры из польских уст я слышал с очень незначительной долей иронии.
Однако справиться с одержимостью историей должна помочь другая страсть – футбол. Через год Польша вместе с Украиной должны провести чемпионат Европы по футболу. Вместе с использованием денег из фондов ЕС это единственный шанс сломать стереотип о непроездной Польше.
Но пока полякам, скорее, удается доказать обратное. И здесь им сильно помогло решение китайской компании COVEC по расторжению договора на строительство двух участков трассы между городами Лодзь и Варшава, так что, скорее всего, к началу Евро-2012 дорогу построить не успеют. Поскольку несколько раз расстояние между этими двумя польскими городами я преодолевал в машине в пробках (по-польски пробка - korek), фанатам, которые попытаются передвигаться между городами, я не завидую.
Между китайской компанией и польскими чиновниками разгорелась правовая битва, из которой следует, по крайней мере, по версии СМИ, что короткий конец перетягиваемого каната у поляков. Якобы договор с китайцами плохо составлен, у COVEC в Польше нет практически никакого имущества, так что добиться выплаты штрафа по договору (не говоря уже об окончании строительства) Варшаве будет сложно. Но дело не только в отношениях с китайской фирмой, которая должна польским субподрядчикам десятки миллионов злотых и которая в то же время жалуется, что для строительства она получила некачественную документацию и плохое задание. Ни один из новых или реконструируемых стадионов не будет готов вовремя. И если у дорог сроки окончания работ действительно сумасшедшие (май 2012, Евро начинается 8-го июня), стадионы должны быть доделаны этим летом.
В повестке дня помимо китайской фирмы также консорциум компаний во главе с немецкой фирмой Alpine, который строит Национальный стадион в Варшаве. Стадион должен быть сдан 30-го июня, но все будут рады, если это произойдет в сентябре этого года. «Если кто-то хочет строить в Польше дороги и стадионы, то он должен или соблюдать сроки, или платить штрафы», - говорит премьер Дональд Туск (Donald Tusk), страстный футбольный болельщик.
У Туска осенью этого года на выборах появится исторический шанс первым после 1990-го года повторно занять пост премьера, поэтому он будет вести себя действительно популистски и жестко, и первыми это, пожалуй, ощутят компании, которые не выполнят сроки строительства важных объектов.
Помимо Евро-2012 есть и другие мотивации для польских строителей – кризис и использование денег из фондов ЕС. Результат: на небольшие заказы претендуют и крупные компании, цены падают, и в итоге появляется больше возможностей для ремонта.
Итог? Как подсчитала газета Rzeczpospolita, попытка в этом году проехать по Польше на машине в любом направлении потребует существенной смелости и умения ориентироваться. Имеющиеся дороги раскопаны в 400 местах, ремонтируется 1,4 тысячи километров железных дорог. Например, по дороге между Варшавой и Гданьском (аналог чешской трассы D1) на 80% расстояния можно будет ехать только по одной полосе в каждом направлении. Некоторые поляки из южной части страны якобы из-за еще большей, чем когда-либо, непроходимости дорог, отказываются от традиционных отпусков на Балтике. Но владельцы местных отелей не жалуются: революции в Египте и Тунисе привели к ним новых клиентов.
Жителям Варшавы тоже «повезло»: из-за строительства новой линии метро сейчас закрыты и будут закрыты многие главные улицы.
Проходящий сейчас чемпионат Польши по дорожной и строительной импровизации метко обобщил профессор Марек Ситарц (Sitarz) из Силезского политехнического института: «Все надо делать сразу, потому что у нас мало времени для использования финансов из ЕС на модернизацию дорог. Жаль, что никто это вовремя не спланировал».