Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Насколько далеко может зайти дружба России и НАТО?

© коллаж ИноСМИроссия нато
россия нато
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На прошлой неделе практически одновременно проходили совместные учения России и НАТО в рамках программы по борьбе с терроризмом, а также саммит Россия-ЕС и заседание Совета Россия-НАТО, что говорит о неожиданной активизации многостороннего взаимодействия между Россией, ЕС и США. Стоит ли понимать эти события как постепенное сближение России и НАТО?

Вчера (статья опубликована 9 июня - прим. перев.) в рамках программы по борьбе с терроризмом начались совместные учения России и НАТО. Также последние два дня непрерывно работали Совет Россия-НАТО и саммит Россия-Европейский Союз, что говорит о неожиданной активизации многостороннего взаимодействия между Россией, ЕС и США. Стоит ли понимать эти события как постепенное сближение России и НАТО?

6 июля начались четырехдневные воздушные учения вооруженных сил России и НАТО, это первые учения такого рода со времен холодной войны. Бывший посол Китая в ЕС Дин Юаньхун заявил о том, что после начала «перезагрузки» в отношениях между Россией и США началось заметное потепление. Проведение двух учений одновременно говорит о том, что, с одной стороны, Россия и НАТО готовы к сотрудничеству в военной сфере, с другой - о том, что сложившаяся политическая ситуация принуждает эти страны сотрудничать для обеспечения собственной безопасности.

Что касается России, то исторически сложилось так, что ее политические интересы всегда были ближе к Западу. Как заявил глава русского исследовательского центра Шанхайской академии наук Пань Давей, так как программа российского правительства по модернизации экономики и план усиления вооруженных сил в течение ближайших 10 лет не могут быть осуществлены без поддержки Европы, для обеспечения благоприятной международной среды для развития Россия должна отбросить старые разногласия и начать сотрудничать со странами НАТО. Судя по итогам последних нескольких лет, новый политический курс уже приносит свои плоды, наиболее ярким примером успеха является ряд сделок по продаже военного оборудования, заключенных между Россией, США и Францией.

Даже по поводу конфликта в Ливии Россия, в итоге, заняла позицию, близкую к НАТО. С одной стороны, это, конечно, вызвано тем, что Россия может получить множество привилегий после поражения Каддафи, а также тем, что Россия может выступить в роли посредника, а это обязательно скажется на международном имидже России.

Если говорить о НАТО, то во время саммита, прошедшего в ноябре прошлого года в Лиссабоне, были пересмотрены взгляды на безопасность в целом, таким образом, главным противником блока являются не традиционные государства-противники, такие как Россия, а террористические организации, распространение ядерного оружия и оружия массового поражения, а с бывшими противниками надо налаживать «отношения подлинного стратегического партнерства». Судя по сложившейся ситуации, в постбинладенскую эпоху в борьбе с терроризмом и для разрешения афганского вопроса НАТО будет ждать помощи от России, и именно на базе взаимовыгодного сотрудничества и будут строиться их взаимоотношения.

Но, тем не менее, не стоит забывать и о расхождениях в политических взглядах.

Во-первых, НАТО еще не отказалось от своих планов расширения на восток, что, по мнению России, является вторжением в зону ее стратегических интересов, и Россия будет предпринимать все возможное, чтобы не допустить этого. Мнения России и НАТО не сходятся по поводу Грузии, поводом для конфликтов служит расположение системы противоракетной обороны в Восточной Европе. И хотя в прошлом году Россия дала согласие на расположение ПРО в Восточной Европе, но конфликты из-за этого до сих пор не утихают. По мнению НАТО, Россия и альянс должны построить две отдельные системы противоракетной обороны, но координировать свои действия, Россия же настаивает на создании единой системы противоракетной обороны, которая в будущем не может быть использована против России. В то же время, у США вызывает подозрения активное развитие тех технологий, которые могут противостоять американской ПРО, таких как «Булава» и «Тополь-М». Постоянный представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин перед открытием ежегодного заседания Совета Россия-НАТО заявил, что со стороны НАТО просто невежливо советовать России, окружаемой со всех сторон альянсом, «бездействовать», России хватит сил прорвать любую противоракетную оборону.

Во-вторых, концепции безопасности России и НАТО сильно отличаются друг от друга, в следствие чего в отношениях между Россией и США и Россией и Европой очевидно не хватает доверия. Предложенный Дмитрием Медведевым новый договор о европейской безопасности был воспринят как вызов НАТО и не получил поддержки Европы и США. Да и поправки, внесенные в стратегию НАТО после саммита в Лиссабоне, в сущности, сводятся к тому, что под руководством США альянс будет расширяться за пределы своего традиционного региона, тем самым расширяя свое влияние по всему миру, что идет вразрез с концепцией многополярного мира, которой придерживается Россия.

В-третьих, Эстония, Латвия и Литва, бывшие советские республики, обеспокоены вмешательством России в политику НАТО и воспринимают это вмешательство как угрозу своей безопасности. Во избежание раскола внутри НАТО, в отношениях с Россией будут учитываться политические симпатии всех стран альянса, и поэтому отношения будут близкими ровно настолько, чтобы не навредить имиджу НАТО.

Таким образом, при желании старые враги могут достаточно легко объединиться для общей выгоды, но о том, что это сближение будет долгосрочным и этим странам удастся преодолеть взаимное недоверие, говорить еще рано.