Россия, Китай и Индия обеспокоены «стратегическим партнерством», в рамках которого США могут остаться в Афганистане и после 2014 года.
Американские и афганские официальные лица ведут все более напряженные секретные переговоры о долгосрочном соглашении в сфере безопасности, по условиям которого базирующиеся в этой неспокойной стране американские войска, шпионы и авиация могут остаться там на десятилетия.
Переговоры эти не освещаются в СМИ, но идут они более месяца. Их цель – соглашение о стратегическом партнерстве, которое предусматривает сохранение американского присутствия и после конца 2014 года, когда, согласно действующей договоренности, все 130000 военнослужащих должны покинуть Афганистан. Переговоры идут вопреки продолжающимся в США и в других воюющих в Афганистане странах-членах коалиции общественным дебатам на тему темпов вывода войск.
Американские официальные лица заявляют, что хотя госсекретарь Хиллари Клинтон и сказала недавно, что Вашингтону не нужны никакие «постоянные» базы в Афганистане, ее формулировка допускает целый ряд толкований и возможных вариантов.
«В разных странах в течение длительного времени находятся американские войска, которые базируются там непостоянно», - заявил Guardian один американский представитель.
Британские войска, заявляют натовские официальные лица, также останутся в Афганистане надолго после окончания 2014 года, выполняя в основном инструкторские и наставнические функции.
Это будут не «боевые части», однако сей факт не означает, что они не станут принимать участие в боевых действиях. Инструкторы, например, могут регулярно воевать вместе с афганскими военными.
Высокопоставленные натовские представители также предсказывают, что партизанская борьба в Афганистане продолжится и после 2014 года.
В Афганистане есть как минимум пять баз, где после 2014 года могут размещаться крупные контингенты американских сил специального назначения, оперативные офицеры разведки, разведывательная аппаратура и военная техника. Поскольку эти базы расположены в центре одного из самых нестабильных регионов мира вблизи границ Пакистана, Ирана и Китая, а также стран Центральной Азии и Персидского залива, то они станут для США редким и ценным стратегически достоянием.
Новости об американо-афганских переговорах вызвали глубокую озабоченность среди стран региона и за его пределами. Россия и Индия довели до Вашингтона и Кабула свою обеспокоенность по поводу долговременного американского военного присутствия. Китай, проводящий политику строгого невмешательства, и занимающийся в Афганистане исключительно экономическими делами, также дал понять, что испытывает беспокойство. Согласно поступившим сообщениям, во время недавнего визита в Афганистан высокопоставленные пакистанские руководители пытались убедить своих афганских коллег выбрать в качестве стратегического партнера Китай, а не Соединенные Штаты.
В конце месяца в Кабул снова прибудут американские переговорщики, чтобы провести новый раунд переговоров. Афганцы полностью отвергли первый проект соглашения о стратегическом партнерстве, решив подготовить собственные предложения. Они были представлены Вашингтону две недели назад. Как заявил один афганский представитель Guardian, американский проект был «сформулирован расплывчато».
Теперь афганские участники переговоров готовят подробные приложения к своим предложениям, в которых излагаются конкретные требования.
Но афганцы ведут тонкую игру. Президент Хамид Карзай и высокопоставленные афганские руководители считают крайне важным сохранение американского присутствия, отчасти в интересах защиты Афганистана от соседей.
«Мы сталкиваемся с общими угрозами со стороны международных террористических сетей. Они составляют угрозу не только для Афганистана, но и для Запада. Нам нужно такое партнерство, которое будет сближать страны региона, а не разделять их», - заявил афганский советник по национальной безопасности Рангин Спанта (Rangin Spanta), возглавляющий делегацию Афганистана на переговорах о партнерстве.
Как заявил бывший кандидат в президенты и один из участников переговоров доктор Ашраф Гани (Ashraf Ghani), хотя США считают стабильность в Афганистане крайне важной для достижения сглавной стратегической цели по расколу и разгрому «Аль-Каиды», «процветающий Афганистан» для них важен меньше. «Это наша цель, но не обязательно их», - сказал он.
Хотя Гани отметил наличие «консенсуса по ключевым вопросам», крупные разногласия сохраняются.
Одно из них заключается в том, будут или нет американцы оснащать афганские ВВС. Говорят, Карзай просил современные и боеспособные военные самолеты. Американцы отказали на том основании, что это будет дорого стоить и может дестабилизировать регион.
Другой вопрос заключается в том, будут или нет американские войска действовать со своих афганских баз за пределами страны. После 2014 года американскую военную мощь легко можно будет задействовать в Иране и Пакистане. Во время недавней операции по уничтожению Усамы бен Ладена вертолеты вылетали из Афганистана.
«Мы никогда не допустим, чтобы афганская земля использовалась [для операций] против третьей стороны», - заявил советник по национальной безопасности Спанта.
Третий спорный вопрос - это правовые основания, на которых могут остаться войска. Афганские официальные лица настойчиво требуют, чтобы находящиеся в их стране иностранные войска подчинялись афганским законам. Афганцы также хотят иметь высшие полномочия в вопросах развертывания и применения иностранных сил.
«Не должно быть параллельных структур, принимающих решения … Все должно быть в соответствии с нашим суверенитетом и конституцией», - сказал Спанта.
Между двумя сторонами есть разногласия и в вопросе темпов проведения переговоров. Американцы хотят, чтобы соглашение было подписано уже в начале лета, то есть, до того как президент Барак Обама может объявить о выводе войск. Это «просто невозможно», заявил афганский представитель.
Есть также обеспокоенность по поводу того, что заключение соглашения о стратегическом партнерстве будет противоречить усилиям по поиску всеобъемлющего урегулирования конфликта с талибами. Как заявил Guardian один из афганских министров, сейчас ведется «серия переговоров» с высокопоставленными представителями боевиков.
Работающий в Кабуле европейский дипломат сказал: «Трудно себе представить, что талибы будут рады сохранению американских баз [в Афганистане] на все обозримое будущее».
Как утверждают высокопоставленные натовские руководители, постоянное иностранное военное присутствие продемонстрирует боевикам, что Запад не собирается оставлять Афганистан, и убедит их в том, что надо не воевать, а вести переговоры.
Афгано-американские переговоры проходят в обстановке, когда региональные державы пытаются подготовиться к периоду после вывода войск.
Старший гражданский представитель НАТО в Афганистане Марк Седвилл (Mark Sedwill) недавно рассказал об угрозе возникновения в регионе «Большой игры 3.0», имея в виду кровавый и дестабилизирующий конфликт XIX века между Россией, Британией и другими странами на юго-западе Азии.