Два события, произошедшие в среду, очень порадуют Москву. Оба имеют отношение к американским планам по размещению ПРО в Европе, и оба дают Москве дипломатическое топливо в ее соперничестве с США по поводу будущего ПРО в Европе.
Во-первых, Шанхайская организация сотрудничества, ШОС, в ходе встречи в Казахстане выпустила совместное заявление касательно планов Запада по строительству системы ПРО. В нем говорится, что организация выступает против любой системы, которая потенциально может угрожать мировой безопасности. Во-вторых, правительство Чехии анонсировало, что выступит против любого американского плана, который и так был довольно скромным, по сути выведя Прагу из планов США по созданию системы ПРО в центральной Европе.
Негативное заявление со стороны ШОС неудивительно. По сути, эта организация управляется Россией, и Россия в прошлом предпринимала попытки представлять ШОС в качестве некого противовеса НАТО, хотя на настоящий момент эти организации абсолютно несравнимы.
Однако что в этом заявлении интересно, так это то, что впервые публично высказался на эту тему Пекин. Будучи членом ШОС, Китай подписал это заявление, что означает, что России удалось вынудить Китай публично прокомментировать тему, которая на настоящий момент противопоставляет Москву и Вашингтон друг другу по вопросу о европейской безопасности.
Гораздо более важной является новость из Праги – чешское правительство решило отказаться от поддержки и не принимать у себя элемент американской ПРО в Европе.
У Праги всегда было немного больше пространства для маневра, когда речь заходила о противоракетной обороне. Она не граничит ни с возрождающейся Россией, ни с одним из ее буферных государств типа Украины и Белоруссии. Кроме того, географически Чехия располагается за Татрами – наивысшей частью Карпат, и исторически всегда была способна стравливать различные империи между собой.
Поэтому чешское население не было едино по поводу попыток по созданию американской ПРО. Прагу раздражала маленькая роль, которую обновленная система ПРО должна была играть для Чешской республики. В отличие от Польши и Румынии, которые принимают ракетные компоненты новой системы, Праге досталась система раннего оповещения, которая из себя представляет не что иное как комнату с компьютерами. Так что правительство Чехии на самом деле не видело причины расходовать политический капитал на проект, который, во-первых, непопулярен и, во-вторых, не имеет существенного значения. В конечном итоге система ПРО с точки зрения центрально-европейских стран на самом деле означает приход в регион США с целью обеспечить защиту от российского возрождения.
Тот факт, что Чешская республика заявила, что ей на самом деле не нужна такая защита, послужит топливом для Москвы на переговорах как с Западной Европой, так и с центрально-европейскими странами. Она сможет использовать решение чехов как доказательство того, что есть в Центральной Европе государства, которые не ощущают угрозы ни каких-то ближневосточных межконтинентальных баллистических ракет, ни, что более, важно, со стороны возрождающейся России. Помимо этого, Москва сможет использовать заявление ШОС с целью продемонстрировать, что это не только у России есть проблемы с планами США по ПРО в Европе, но и у другого очень важного мирового игрока – Китая.