Следующий этап «перезагрузки» президента Обамы с Россией включает торговые льготы, если администрация настоит на своем. Президент пообещал режиму Путина, что поддержит долгое время откладываемое вступление России во Всемирную торговую организацию в этом году. Чтобы это произошло, на вступление России должна дать согласие союзница США Грузия, которая в 2008 году подверглась российскому вторжению. Кроме того, Конгресс должен предоставить России режим нормальных торговых отношений, дабы избежать конфликта с правилами ВТО после принятия Москвы. Это значит, что в отношении России должен прекратить свое действие закон от 1974 года, ставящий торговлю в зависимость от эмиграционной политики России.
Закон этот, известный как поправка Джексона-Вэника, давно устарел. Он был принят для того, чтобы заставить Советский Союз дать евреям возможность эмигрировать. Но сегодня многие в Конгрессе совершенно справедливо считают, что предоставление торговых привилегий режиму, который при Путине и его партнере Дмитрии Медведеве продолжает в массовом порядке нарушать права человека, не говоря уже о возникшей в стране коррупции эпических масштабов, это неоправданная уступка.
Зачастую коррупция и нарушения прав человека идут рука об руку. Самый известный случай такого рода – это дело 37-летнего российского юриста по имени Сергей Магнитский, умершего в 2009 году в тюрьме после того, как он вскрыл аферу на 230 миллионов долларов, к которой были причастны российские чиновники из налоговых органов и министерства внутренних дел. Эти самые чиновники бросили его за решетку, где с Магнитским обращались так, что это привело к его смерти. Хотя власти признали факт аферы, а Медведев пообещал добиться справедливости, чиновников оправдали, а некоторых даже повысили.
Этот дело привлекло внимание сенатора Бенджамина Кардина (Benjamin Cardin), который дважды вносил на рассмотрение законопроект, предусматривающий запрет на выдачу американских виз и финансовые санкции против российских чиновников, виновных в преследовании Магнитского. Этот законопроект распространяется и на другие случаи грубых нарушений прав человека. Его последняя версия нашла многочисленных сторонников из числа обеих партий, среди которых партийные организаторы демократов и республиканцев в Сенате.
Законопроект Кардина дает Конгрессу возможность для предоставления России преимуществ членства в ВТО, но одновременно создает важные новые препятствия для беззакония российских властей. Он также несколько уравновешивает политику США, в рамках которой Обама совершенно явно склоняется к заключению договоренностей с Россией, почти не обращая внимания на ее внутренние злоупотребления.
Администрация может также предпринять собственные меры. Ее представители говорят, что расследуют дело Магнитского и уже получили полномочия запрещать въезд в страну тем, кто к нему причастен. Однако Госдепартамент и Министерство финансов возражают против законопроекта Кардина, отчасти из-за имеющегося там весьма агрессивного положения о том, что любой член Конгресса может предложить ввести санкции против того или иного российского представителя, и Госдепартамент обязан будет отреагировать на это в течение 30 дней.
Конгрессу следует принять этот законопроект до предоставления России торговых прав в полном объеме. Несмотря на многочисленные обещания, Путин и Медведев ничего не сделали для того, чтобы обуздать царящее в стране беззаконие. Здесь необходимо внешнее давление, как было, когда Конгресс принимал поправку Джексона-Вэника. Как отмечает Кардин, это не вмешательство во внутренние дела России. Скорее, это попытка «создать последствия» для тех представителей автократического режима, которым удается «оставаться безнаказанными за убийство».