К 70-й годовщине нападения Германии на Советский Союз представления россиян о причинах катастрофы первых месяцев войны стали гораздо более плюралистичными, чем в советское время. Как выяснила Русская служба Би-би-си, от московских прохожих можно услышать самые разные точки зрения на события до и после 22 июня 1941 года.
Советская официальная версия гласила о неожиданности вторжения Германии, вероломно нарушившей Пакт о ненападении (о секретных протоколах массы советских людей услышали только в конце восьмидесятых), о «народных революциях» в Латвии, Литве и Эстонии, о «провокации» Финляндии, после которой Советский Союз был «вынужден» начать войну, чтобы отодвинуть границу от Ленинграда. Альтернативную или дополнительную информацию можно было услышать от немногих смелых ветеранов или из передач «вражеских» радиостанций.
Сейчас в школьных учебниках истории факты, как правило, излагаются без существенных лакун, кроме того, авторы как минимум упоминают о разных трактовках этих фактов. Кроме того, утвержденных российским Министерством образования и науки учебников много, и учителя достаточно свободны в их выборе.
«В напряженной дипломатической борьбе предвоенного периода Берлин одержал внушительную победу. Нацистской дипломатии удалось не допустить создания единого антигерманского блока, а затем в нужный для себя момент вывести одну их жертв - Советский Союз - из игры. В преддверии фашистской агрессии СССР оказался один, без союзников, да еще с такими лидерами, которые твердо уверовали - не без помощи той же нацистской дипломатии - что Пакт о ненападении и Договор о дружбе с Германией надежно гарантируют от втягивания страны в обозримом будущем в огонь мировой войны», - пишет, например, Юрий Щетинов в учебнике «История России» для 11-го класса.
Думайте сами
В заданиях к уроку Щетинов сообщает, что одни историки считают «территориальные приращения» СССР в 1939-1940 годах откровенной агрессией, другие оправдывают их необходимостью укрепления обороноспособности, и предлагает старшеклассникам самим сформулировать собственную точку зрения.
Авторы другого учебника, коллектив под руководством Никиты Загладина, прямо называют события 1941-1942 годов «катастрофой». Разбирая ее причины, авторы напоминают и об обнадеживавшей Гитлера международной изоляции СССР после заключения пакта Молотова-Риббентропа, и о «чистке» командного состава Красной армии, и о советизации и массовых репрессиях в захваченных в 1940 году Прибалтике, Западной Украине, Западной Белоруссии и Молдавии, в результате чего «значительная часть» населения этих регионов была «отнюдь не дружественна» по отношению к советской власти, и о стратегических просчетах советского руководства.
По данным майского опроса Левада-центра, 46% россиян считают, что нападение Германии было неожиданным для руководства СССР, а 48% придерживаются противоположной точки зрения. Внезапность нападения в качестве главной причины огромных потерь назвали 29% опрошенных, военно-техническое превосходство Германии - 26%, склонность сталинского руководства не считаться с жертвами - 18%, неумелость советского военного командования - 13%, жестокость гитлеровцев - 10%.
Русская служба Би-би-си спросила прохожих на улицах Москвы, что они считают причинами катастрофы первых месяцев Великой Отечественной войны.
Александр, 57 лет
Видимо, чисто политический просчет: не ожидали того, что сделал Гитлер. Руководство, конечно, думало, что Гитлер может это сделать, но одно дело - думать, а другое дело - посчитать. Руководство думало, но не просчитало, когда это может случиться. Хотя было абсолютно понятно: война будет.
И еще неизвестно, кто на кого напал бы: мы на немцев или немцы на нас.
Да, мы готовились к войне. Индустриализация, мощное начало перевооружения, ставились на вооружение новые самолеты, новые танки. Но не успели немного, это да. К тому же у нас была идеология победителей, и изначально война планировалась «на чужой территории, малой кровью», это было заложено в нашу военную доктрину.
Ну, «малая кровь» уже была в 1939-40-м в Финляндии: больше 130 тысяч погибших. Думаю, там уже научились, что «малой кровью» не бывает, особенно когда армия неподготовленная.
Виталий, 20 лет
Думаю, дело в неподготовленности и неожиданности наступления немцев.
И тот самый пакт Молотова-Риббентропа 39-го года, который, вроде как, всех обнадежил в Советском Союзе, и нежелание руководства страны признавать неминуемость войны, или, точнее, нежелание понимать, что она будет так скоро - вот именно это сыграло главную роль в том, что в первые месяцы войны Советский Союз понес такие большие потери.
Галина, 47 лет
Затрудняюсь ответить. Ну, наверное, Советский Союз не был готов. Обезглавили военную верхушку, и просто не было командующих, которые могли бы скоординировать действия.
Владислав, 36 лет
Неграмотная политика руководства страны в предшествующие годы. Известные моменты: была уничтожена верхушка командования, недоверие к своим же разведчикам - тот же Зорге предупреждал, и неоднократно, в том числе и о дате начала войны, и за несколько месяцев, и в более ранний период. Все эти факты мы знаем, и про самолеты, которые были разбомблены в первые дни, ни разу не взлетев - это все тоже говорит о не самом хорошем руководстве страной и подготовке страны к войне.
Был пакт Молотова-Риббентропа, но известно же: если все говорят о мире, готовься к войне, и этого могут не понимать рядовые граждане, которые были 22-го числа врасплох застигнуты войной, но это обязаны были понимать руководители страны. Но они больше воевали со своим населением, чем с внешними врагами.
В последние 20 лет представление о тех годах у россиян стало более адекватным. Особенно у молодого поколения: оно больше читает, больше знает правды, и более критично к этому относится. Есть и объективные моменты: многих из людей, которые слепо верили (советской версии истории), уже нет в живых.
Алексей, 50 лет
Эта власть всячески унижает нашу победу. Я не думаю, что, как говорит официоз, Сталин во всем виноват. Сталин - молодец. Все сделал, столько заводов переправил за Урал. А причина поражений в первые месяцы - неожиданность. А Сталин еще за год до этого послал директивы в военные округа, чтобы, так сказать, были начеку.
Трудно сразу разворачивать войска. Немцы напали в четыре часа утра, никто этого не ожидал. И они на технике, на танках, очень большие расстояния прошли, прямо в первые дни войны. Авиацию разбомбили прямо на аэродромах... Это называется «вероломное нападение» - после заключения пакта о ненападении.
Хотя Сталин не совсем доверял этому пакту. Он был уверен, что Гитлер рано или поздно нападет, и поэтому страну уже готовил, промышленность и все прочее. Что ж, Сталин дурак был, не понимал, что Гитлер нападет, когда в Польше уже накапливались войска близко к границе? Страна была готова к войне. Но - было вероломное нападение.
Станислав, 29 лет
Причина катастрофы в том, что мы не успели напасть первыми. Все войска были сосредоточены на границах Советского Союза, из приграничных зон было вывезено почти все местное население - мы готовились к наступлению. Но чуть-чуть не успели. Просчет был в сроках.
Сталин полагал, притом небезосновательно, что у Германии не хватит сил воевать с Россией. Что в итоге и получилось: они, конечно, прошли до Москвы, им просто повезло, но вообще у них не было ни сил, ни ресурсов воевать с Россией.
А если бы Иосиф Виссарионович сумел напасть первым, вся Европа стала бы советской.