На прошлой неделе я участвовал в выдающемся обсуждении в Национальном пресс-клубе, которая называлась «От холодной войны к перезагрузке: Меняющееся лицо общественной дипломатии в российско-американских отношениях». Вместе со мной в ней участвовали Джозеф Даффи (Joseph Duffey), бывший директор Информационного агентства Соединенных Штатов (United States Information Agency – USIA), Томас Грэм (Thomas Graham), бывший старший директор Национального совета безопасности по России, Анжела Стент (Angela Stent), директор Центра евразийских, российских и восточноевропейских исследований в Джорджтаунском университете, Рюдигер Ленц (Rüdiger Lentz), шеф бюро радио и телевидения Deutsche Welle, и Элез Биберай (Elez Biberaj), глава евразийского отделения «Голоса Америки».
Я использую термин «выдающееся», потому что мероприятие было организовано в связи с запуском американской студии российской информационной службы «Голоса Америки». Более того, эта выдающаяся группа экспертов собралась, не чтобы обсудить, как блокировать российское вещание на Соединенные Штаты, а чтобы помочь советом, как сделать это вещание более эффективным.
Прошло около двадцати лет с момента падения «железного занавеса», и в течение этого периода Соединенные Штаты и Россия продолжали усиливать сотрудничество. Сегодня Москва разрешает США использоват территорию России для организации маршрутов снабжения американских военных в Афганистане. Среди других достижений сотрудничества можно отметить результаты в таких сферах как ядерное нераспространение, освоение космоса, борьба с наркотиками и усилия в области борьбы с терроризмом.
Наши противоположные цели и интересы со временем созрели и превратились во взаимное уважение к различиям, основанным на геополитических интересах, а не на идеологии, примерно по тому же образцу, по которому строятся взаимоотношения США и Франции, где два партнера садятся за стол переговоров с различным целями и перспективами и с пониманием исторических и культурных различий. Наша панельная дискуссия не приукрашивала тот факт, что две страны имеют различные культурные и политические подходы. Однако центром наших усилий было то, как наилучшим образом представить российские цели американской аудитории и, возможно, расширить ее посредством онлайн-возможностей. Целью дискуссии являлось не столько убедить аудиторию, сколько предоставить ей контекст для понимания.
Хороший совет поступил от участника обсуждения Рюдигера Ленца, бывшего шефа бюро немецкой радио-службы в американской Deutsche Welle, который указал, что «также важно найти области, где мы отличаемся друг от друга, и там, где есть различия, стремиться к диалогу, и этот диалог может стать критически сложным, но диалог это диалог, диалог лучше, чем просто не разговаривать друг с другом».
Вашингтонская студия «Голоса России» будет выдавать контент шесть часов в день семь дней в неделю, в утренний и вечерний прайм-тайм. Находясь буквально в шаге от Белого дома, команда американских и российских журналистов будет предоставлять свежие репортажи по глобальным событиям американским слушателям из современнейшей вашингтонской студии.
Утренние передачи будут состоять из новостных блоков, комментариев и интервью с российскими экспертами. Вечерние программы будут в основном посвящены обзору важнейших событий дня, в студию «Голоса России» будут приходить американские ньюсмейкеры и комментаторы. Время между произведенными в Америке программами на той же частоте будут заполнять программы из Москвы. У американской аудитории теперь будет возможность получать новости с российской точки зрения. Как отметили многие участники панельной дискуссии, добавление этой возможности внесет свой вклад во взаимное понимание.
Джо Даффи, бывший директор USIA, поставил важную финальную точку: прислушивайтесь к реакции своих слушателей, чтобы увидеть, что о России их интересует. И в этом смысле я призываю вас слушать наши программы в интернете, на сайте радиостанции. Надеюсь, вы будете слушать нас и делиться с нами вашими мнениями.
Андрей Быстрицкий - председатель радиокомпании «Голос России»