…Политолог Кирилл Коктыш в интервью «Еўрапейскому радые для Беларусi» по итогам программы белорусского телевидения, где прозвучала критика в адрес российской власти, отметил, что «этот информационный выпад имеет внутреннего адресата. Белорусским властям срочно надо убедить общество, что его (общество) возмущение имеет внешнюю природу. Что это оно не само по себе возмущается, а под влиянием внешних технологий, которые применяют для воздействия на белорусов. Ведь признаться, что общество не удовлетворено властью так, как оно есть на самом деле, для белорусской власти просто невозможно. Мне кажется, что это немного искусственно созданный информационный повод, что друг к другу не поехал.
Ведь в России эта дата - 22 июня - особо не отмечается, да и в Белоруссии никогда эта дата такой «красной» не была. Печальный день, грустная годовщина, но не более того. Имеет место противостояние вокруг 22 июня 2011 года. Белорусским властям срочно надо найти внешнего врага, на которого можно возложить ответственность за экономический кризис, за недоверие людей к белорусскому рублю и многие другие проблемы. Ведь иначе, как не крути, ответственной будет белорусская власть. А взять эту ответственность сегодня, она пока не готова. Вы же слышали, что Мясникович в том же Санкт-Петербурге заявил, что никакого кризиса в Белоруссии нет. Но далеко не все в Белоруссии с этим согласны. Мне кажется, кризис есть и большая часть населения, обедневшая после девальвации, уже далеко не так уверена в том, что никакого кризиса нет. Поэтому и нужен внешний враг, ответственный за все те негативные происшествия, которые сейчас происходят в Белоруссии. Все очевидно: надо сделать врага или из Европы или из России - и так или иначе легитимировать действия по закручиванию гаек…
Пока Москва одновременно и поддерживает отношения с Минском, и предотвращает финансово масштабную дестабилизацию. Почему? Один из ответов - в этом году через белорусскую территорию еще происходит транзит российских углеводородов. Что-то на 100-120 миллиардов долларов ... Но в сентябре этого года будет запущена БТС-2, которая позволит пустить нефть вокруг Белоруссии. Начнет работать «Северный поток», который заберет часть объема белорусского газа. И это зависимость России от Белоруссии приостановится. Москва на самом деле перестанет быть зависимой от Минска. Посмотрим тогда, какие отношения будут строиться при новом раскладе. Соседи не просто поссорились, а построили крепкий забор, построили разные дороги, чтобы только не ходить по одной дороге друг с другом. Будет только жестче. Кто заинтересован в том, чтобы эти отношения были нормальные? Сегодня это жизненно необходимо для Минска, но это не является такой уж жизненной необходимостью для Москвы».
…«Во время встреч с иностранными политиками и дипломатами часто приходится отвечать на вопрос, а почему бы Западу не перекупить Лукашенко в России, - пишет в газете «Белорусские новости» экс-кандидат в президенты Белоруссии. - Предложение многомиллиардной помощи Белоруссии, высказанная министрами иностранных дел Польши и Германии Радославом Сикорским и Гидо Вестервелле незадолго до президентских выборов, хотя и было формально связано с проведением свободных выборов, но во многом соответствовало стратегии «перекупки» Лукашенко.
Особенно Запад начал убеждаться в возможности такой «перекупки», когда Лукашенко продемонстрировал, что способен держать удар со стороны России и не боится ухудшения отношений с ней. На это наложилась демонстрация оппозицией неспособности договориться между собой, выработать совместный сценарий и единого кандидата. Оппозиция перестала быть интересной, и Запад неизбежно начал присматриваться к белорусскому президенту. Достаточно долго официальный Минск поддерживал надежды Запада. Процесс либерализации двигался и нравился западным партнерам, даже если шаги в сторону демократизации были очень маленькими. К тому же Лукашенко не выглядел в глазах Запада хуже президентов Армении или Азербайджана.
Но события 19-го декабря 2010 года показали шаткость соглашения с одним человеком. Если сотрудничество Запада с Латвией или Литвой строилось на консенсусе элит на предмет отношений с Евросоюзом, то в Белоруссии была попытка договориться с одним лицом, пусть и очень влиятельным. И если Евросоюз хочет, чтобы Белоруссия была стабильным партнером, то все свои действия он должен направлять на поддержку гражданского общества, даже если кто-то говорит, что достаточно договориться с одним человеком».
…В комментарии изданию «Евромост», посвященному новому информационному конфликту Белоруссии и России, начатому с подачи 1-го канала Белорусского телевидения, политолог отметил: - Я связываю очередную российско-белорусскую информационную конфронтацию с тем, что Россия оказывает сильное давление в плане того, чтобы Беларусь пошла на уступки в сфере приватизации в пользу российских компаний. Здесь разговор идет и о продаже активов «Беларуськалия», и «Белтрансгаза», и МАЗа… Возможно, за «закрытыми дверями» идут переговоры и по другим предприятиям. Белорусская сторона как будто согласилась с этим, потому что нужны деньги и новые кредиты. Первый транш в размере 800 миллионов долларов уже получен. Но продавать предприятия на условиях России не хочется. Вот и начались закулисные ссоры, которые переросли в публичную сферу.
Тем более что и повод для этого был найден – отказ Дмитрия Медведева приехать в Брест. Пошла контринформационная атака. Мне кажется, что это связано именно с этим аспектом. Кремль молчит, но за него какими-то информационными залпами по Белоруссии могут ответить российские СМИ, которые в последнее время и так не балуют белорусскую власть. Боюсь, что эти споры вообще могут привести к тому, что следующий транш, который ожидается осенью, может быть задержан. Может быть, критикой в сторону России Белоруссия хочет подтолкнуть Запад к выделению кредита из геополитических соображений. Хотя здесь остается одна проблема – политзаключенные. В рамках той модели Союзного государства, которая сформировалась в последнее время, белорусско-российские отношения без скандалов развиваться не могут. Потому что сама модель предусматривает эти конфликты.
…В статье в издании «Народная воля» перечисляются основные причины белорусского кризиса и ошибки руководства, приведшие к глубокому финансовому и экономическому кризису. Трудно говорить о быстрых путях выхода из него. Где взять валюту? Москва обещает дать, как из-под полы, небольшие суммы в рассрочку на три года. И Запад не спешит с помощью для Белоруссии. Португалии, Греции, Ирландии - пожалуйста, по 70-100 миллиардов евро. У нас кризис не менее глубокий - и молчание. Нам бы миллиардов 10-20, и кризис бы отступил, но на пути большие препятствия, связанные с политическими судами по поводу событий 19 декабря 2010 года, притеснением независимых газет.
В мае 2011 года Белоруссия всколыхнула резкая, уже вторая за последние два года девальвация белорусского рубля. Такого еще не было, чтобы наш рубль подешевел аж на 56%. И поскольку Белоруссия тесно связана с внешним рынком, так как экспортирует половину производимой продукции, резко взлетели цены. Население восприняло это как какой-то страх. Но есть одно положительное значение девальвации рубля - это стимулирование внешней торговли. Каким образом? Очень просто: при продаже белорусских товаров за рубеж и переводе полученной валютной выручки в рубли получаем гораздо больше рублей. Ликвидируется дефицит внешней торговли, снижается потребность в эмиссии денег, которая стимулирует инфляцию…
Выход белорусской экономики на широкую дорогу развития невозможно без проведения аграрной реформы. Для государства ведение сельскохозяйственного производства стало непомерно большим грузом. Прежде всего надо значительно увеличить количество фермерских хозяйств и долю частной собственности на землю. Кстати, только что объявлено о переходе к частной собственности на землю в России. Надо, чтобы мы не отставали в этом деле.