Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Новые ядерные страхи в Восточной Европе

В среду в Молдавии после четырехмесячного международного расследования были арестованы шесть предполагаемых контрабандистов ядерных материалов. Случившееся стало пугающим напоминанием о том, что опасные материалы могут плохо охраняться.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Полиция бывшей советской республики Молдавия арестовала шесть человек, которые предположительно пытались продать работавшим под прикрытием полицейским не менее килограмма оружейного урана. Четверо подозреваемых - молдаване, а двое – обладатели российских паспортов из соседней Приднестровской Республики.

Полиция бывшей советской республики Молдавия арестовала шесть человек, которые предположительно пытались продать работавшим под прикрытием полицейским не менее килограмма оружейного урана. Четверо подозреваемых - молдаване, а двое – обладатели российских паспортов из соседней Приднестровской Республики. По словам официального представителя Министерства внутренних дел Молдавии Виталия Бричага (Vitalie Briceag), на продажу они выставили уран-235, изотоп урана, пригодный для изготовления ядерного оружия. В больших концентрациях он известен как высокообогащенный уран. Если это действительно так, значит, речь идет об одном из крупнейших нарушений ядерной безопасности за последнее десятилетие.

Аресты, которые были проведены на этой неделе, – результат продолжавшейся четыре месяца совместной операции, в которой участвовали полицейские из Соединенных Штатов, Германии и Украины, сообщает Бричаг. США тратят до 2 миллиардов долларов в год на борьбу с распространением ядерных материалов, отслеживая и пресекая подпольную торговлю.

В итоге потенциальные контрабандисты поверили полицейским, прикидывавшимся покупателями из Северной Африки, и попытались продать им уран. По словам Бричага, конфискованные в Молдавии образцы были переправлены из Приднестровья – зажатой между Украиной и Молдавией сепаратистской республики, которая наживается на всевозможной контрабанде – оружия, алкоголя, человеческих органов.
 
«Приднестровье – это черная дыра. Тамошний черный рынок не способны контролировать ни мы, ни другие западные службы безопасности, - заявил Бричаг на пресс-конференции в среду. – Эту ситуацию необходимо изменить в интересах мира во всем мире».

Между тем, российские атомщики сразу же усомнились как в том, что контрабандисты пытались продать именно высокообогащенный уран, так и в утверждениях молдавской полиции о том, что следы ядерных материалов, в конечном счете, ведут в Россию. Во-первых, 20 миллионов евро, которые запросили продавцы, - это очень мало за килограмм настоящего высокообогащенного урана, заявил пресс-секретарь российской корпорации «Росатом», специализирующейся на ядерной энергетике. Более того, как утверждает Росатом, безопасность на российских ядерных объектах сейчас находится на настолько высоком уровне, что уже больше десяти лет «на черном рынке не появлялось даже низкообогащенного урана». «Вся эта молдавская история – бабушкины сказки», - считает Новиков.

Американские эксперты согласны с тем, что Россия далеко ушла от жутких времен начала девяностых, когда ученым-атомщикам месяцами не платили зарплату, а охрана ядерных объектов покидала свои посты, чтобы искать пропитания в лесах. Рассекреченные документы от 1994 года, которые были опубликованы ранее в этом месяце, рисуют пугающую картину постсоветской России – места, в котором «не было никакой системы учета ядерных материалов». Тогда украденные в России радиоактивные вещества начали всплывать на черном рынке в Ленинграде, Стамбуле и в Мюнхене.

Однако с тех пор в России в этой области многое изменилось – в большой степени, благодаря миллиардам, полученным в качестве помощи от американского правительства. В прошлом году ученый из Гарварда Мэтью Банн (Matthew Bunn) в своем докладе высоко оценил состояние ядерной безопасности в России. Возрождение российской экономики «помогло по большей части справиться с царившим в 1990-е годы отчаянием, которое создавало уникальные стимулы и возможности для ядерного воровства», пишет Банн. «Укрепление централизованного контроля и новое усиление ФСБ, наследницы КГБ, безусловно, также способствовали предотвращению попыток кражи материалов, - заключает он. – В целом, риск ядерного воровства в России сейчас во много раз меньше, чем десятилетие назад».

Российские власти с гордостью подчеркивают эти достижения. Депутат Думы и бывший полковник КГБ Геннадий Гудков, заместитель главы комитета российского парламента по безопасности, подтверждает, что Россия серьезно относится к вопросам безопасности ядерных материалов.

При этом Гудков вспоминает, что уже в 2009 году к нему приходили атомщики, чтобы выразить тревогу по поводу продолжающегося воровства низкообогащенного урана с якобы тщательно охраняемых объектов. Ученые рассказали ему, что «пустые контейнеры из-под низкообогащенного урана иногда находят на автобусных остановках» у объекта, на котором они работают. «Мы приняли дополнительные меры и улучшили закон о безопасности радиоактивных материалов еще в 2004 году, - говорит Гудков. – Но этого, видимо, не было достаточно».

В таких делах, как молдавское, большое значение имеет различие между необогащенным ураном, содержащим от 1% до 7% урана-235, и высокообогащенным вариантом, чистота которого может доходить до 90 %. Обычный уран, безусловно, радиоактивен, и может вызвать заражение, если смешать его со взрывчатыми веществами – в таком случае получится так называемая грязная бомба. Если его обогатить до 20 %, его можно будет использовать как топливо для ядерных реакторов. Если добыть 20 килограммов урана 90% обогащения, можно создать настоящую ядерную боеголовку, утверждает независимый эксперт по ядерным и радиоактивным материалам Максим Шингаркин, отставной майор отвечающего за стратегические боеголовки 12-го Главного управления российского Министерства обороны. В Молдавии речь шла о килограмме оружейного урана. Для боеголовки этого явно недостаточно, однако и безобидным такое количество радиоактивного вещества назвать нельзя.

Пока в этом деле многое не сходится. Если речь действительно шла о продаже нескольких килограмм высокообогащенного урана, это стало бы одним из крупнейших нарушений ядерной безопасности за десятилетие. Между тем потенциальные контрабандисты были больше похожи на фигляров, чем на злодеев из «бондианы»— по крайней мере, так они выглядели на видеозаписи, опубликованной Министерством внутренних дел Молдавии.

Один из предполагаемых контрабандистов стоит во дворе какой-то развалюхи. Вокруг сушится белье и бродят куры. На просторечном и неграмотном русском он предлагает скинуть цену со 100 миллионов евро до 20 миллионов. Конечно, возможно, задержанные были простыми курьерами. Например, в 2006 году в Тбилиси за контрабанду ядерных материалов были арестованы несколько грузинских граждан, у которых было найдено небольшое количество низкообогащенного урана. Однако таинственные российские продавцы, с которыми контактировали выдававшие себя за покупателей грузинские полицейские, так и не были обнаружены.

В 2010 году грузинская полиция также объявила о задержании группы предполагаемых российских торговцев ядерными материалами. В том же году в Молдавии были арестованы контрабандисты, которые везли более килограмма низкообогащенного урана. Пока неясно, связаны ли эти инциденты с проведенными в среду арестами.