«Что производит Россия?» - спрашивают обладающие отличным чувством юмора россияне. И отвечают: «Россия производит впечатление, а кроме этого она ничего не производит».
Москва, действительно, готова стоять на голове, чтобы произвести впечатление, что она, по меньшей мере, является «великой державой, поднимающейся с колен» или демократической страной с политическими партиями, выборами и парламентом – и при этом двухпалатным.
Но нельзя сказать, что эта страна только «производит впечатление». Она делает многое, чтобы разоблачить эту «имиджвевую магию».
Героиней последних дней стала здесь Валентина Матвиенко, крайне неудачный губернатор северной столицы, как по старой традиции называют Санкт-Петербург. Дмитрий Медведев ни с того ни с сего решил перевести бывшую комсомольскую работницу из кресла губернатора на должность спикера высшей палаты парламента, Совета Федерации, с которой недавно попросили Сергея Миронова, позволявшего себе критиковать власть.
А это, как записано в конституции, третья должность в российской иерархии. И если бы, не дай бог, Медведев, везя на своем автомобиле Владимира Путина (а они оба не пристегивают ремней безопасности), убил и себя, и премьера, то спикер Совета автоматически стал бы хозяином Кремля.
Ведь нечто подобное может произойти. В субботу в Казани президент своим мощным бронированным джипом чуть было не переехал встречающую его толпу. Он выскочил из машины, не переключив автоматическую коробку передач из положения «движение» в положение «парковка». Автомобиль покатился в сторону объятых ужасом людей, и охранникам вместе с главой государства удалось его остановить с большим трудом.
Так что должность спикера Совета Федерации в свете плохо управляющегося за рулем президента, любящего возить своего премьера, выглядит очень привлекательно. И Матвиенко, несколько дней делая вид, что она колеблется, согласилась стать Валентиной Теоретически Третьей.
Сама губернатор Санкт-Петербурга восемь лет назад заявила, что она «как старая боевая лошадь» готова на каждый зов власти «встать в строй и исполнить приказ». Сейчас в Москве ей это припомнили, сравнивая с Инцитатом – жеребцом Калигулы, которого император сделал сенатором. Ведь ни президент не имеет права назначать главу Совета, ни Матвиенко не имеет права занять эту должность.
Согласно российским законам спикера назначает не хозяин Кремля, а его выбирает из своих рядов сам Совет. Петербургский же губернатор не только не является членом верхней палаты парламента, но даже и не может им стать, поскольку сенатором в России может стать только человек, избранный в какой-нибудь региональный или городской совет. Госпожа Валентина в таких местных выборах не участвовала, а руководителем северной столицы она назначена по представлению Владимира Путина.
Так что ей нужно сперва где-то избираться, потом стать сенатором и только потом ее коллеги в Совете Федерации смогут иметь удовольствие назначить ее главой палаты. Загвоздка в том, что какие-либо местные выборы в России можно будет организовать только 4 декабря – в единый день голосования и выборов в Думу.
Только если каким-то чудом в каком-нибудь совете не будет кворума, без которого он не сможет работать. И чудо готовится: депутаты одного из районов Петербурга готовы организованно подать в отставку, чтобы еще летом пришлось избирать новый совет. Они готовы пожертвовать своими депутатскими мандатами, лишь бы избавиться от госпожи Валентины.
Ведь Матвиенко в Петербурге чрезвычайно непопулярна. Северная столица симпатично выглядит только со стороны фасадов домов на главных улицах. За ними город выглядит запущенным, на дорогах вечные пробки, грязно. Зимой здесь не убирали снег, а падающие с крыш сосульки убивали прохожих. Зато процветает бизнес молодого банкира Сергея Матвиенко – сына хозяйки Петербурга.
Так что жителей северной столицы радует перспектива отправить госпожу губернатора в кресло теоретически третьего сановника государства. Тем более что в этом месте особенно навредить государству она не сможет. Совет Федерации – это чисто фасадный государственный институт. Туда попадают политические пенсионеры, карьера которых рухнула, но их прежние заслуги не позволяют власти от них избавиться. Сенаторами стали, например, адмиралы, несущие ответственность за трагедию подводной лодки «Курск».
Единственная работа сенаторов – послушно утверждать законы, которые подготовил Кремль или правительство и подмахнула Дума. Достаточно сказать, что ни в ходе осенней, ни текущей весенней сессии Совет Федерации не отклонил ни единого присланного на рассмотрение законопроекта.
Валентина Матвиенко прекрасно подходит на роль главы такой показной палаты парламента. Она красива и отличается златоустием. Сказанная ей три года назад фраза «путинский демократизм не знает пределов» принесла ей звание подхалима года в рейтинге еженедельника «Власть».