С тех пор как была нажата кнопка перезагрузки в российско-американских отношениях, Россия и Запад научились сотрудничать по целому комплексу вопросов – от Ирана и Афганистана до контроля ядерных вооружений. Тем не менее, похоже, что импульс силы в вопросах улучшения связей Запада с Россией вошел в режим ожидания. Кажется, что обе стороны все больше недовольны политикой друг друга.
Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен недавно осудил Россию за ее резко негативную реакцию на натовские планы создания системы противоракетной обороны в Европе. Кремль пригрозил создать межконтинентальные баллистические ракеты нового типа, что может спровоцировать новую гонку вооружений. Разочарованный Расмуссен отчитал Россию за ее устарелое мышление. «Мы не угрожаем России, мы не будем нападать на Россию, мы не будем подрывать безопасность России», - сказал он.
Однако Кремль утверждает, что натовские планы ПРО могут подорвать безопасность России уже в 2020 году, когда будет осуществлен четвертый этап плана по созданию противоракетной обороны. Москва с подозрением относится к тому факту, что в ответ на ту обеспокоенность, которую она выражает, Россия слышит лишь смутные риторические заверения и прочие высказывания, свидетельствующие об игнорировании ее интересов.
Москва крайне заинтересована в улучшении отношений с Западом в сфере безопасности. Инициативы Кремля – от слияния двух систем ПРО до переговоров об общеевропейском договоре о безопасности – демонстрируют его стремление к наращиванию взаимного доверия, как и подобает истинным союзникам. Но российско-американские отношения так и не вышли за рамки статуса «партнеров» в ряде отдельных проектов.
Россия обвиняет Запад в нежелании переходить на новый уровень во взаимоотношениях. Запад никогда не скрывал, что ему от этих отношений нужны лишь новые услуги и любезности со стороны Москвы, например, предоставление транзитных маршрутов в Афганистан, оказание давления на Иран в его ядерной программе или переговоры об отказе ливийского лидера Муаммара Каддафи от власти. Но Москва совершенно справедливо хочет получить что-то взамен, а когда Кремль сталкивается с неприязненным отношением ко всем своим инициативам, это создает дополнительные препятствия для перезагрузки.
Кроме ПРО есть и другие вопросы, создающие разногласия между двумя сторонами. В конце 2010 года Москва положила на полку свою инициативу о начале переговоров по новому договору о безопасности со странами Европы, не получив никакой поддержки со стороны руководства НАТО и США. Позднее Кремль подверг критике действия Запада в кризисе на Ближнем Востоке, поскольку тот добивается смены ливийского режима и ухода Каддафи. Сейчас, когда Франция и Британия проталкивают новую резолюцию по Сирии, Россия вряд ли ее пропустит.
Главная причина, по которой Соединенные Штаты разработали политику перезагрузки с Россией, имеет меньше отношения к самой России и больше – к экономическому упадку Америки и к ее страху перед стратегическими конкурентами, такими как Китай, Иран и радикальный ислам. Это не осталось незамеченным для Кремля, который хочет от этих отношений чего-то большего, не желая, чтобы они были просто средством для достижения американских целей.
Соединенные Штаты должны отказаться от страха в пользу доверия. Но для этого нужно новое мировоззрение, которое преобразует характер связей с Россией в области безопасности. При отсутствии такого нового мировоззрения возможно начало нового цикла враждебности, причиной которого являются входящие в столкновение представления о намерениях друг друга.
Чтобы предотвратить это, стороны должны разъяснить свои долгосрочные устремления, которые может оценить и проанализировать созданный специально для этой цели консультативный совет России и Запада, куда должны войти российские и иностранные политические эксперты. Это поможет свести к минимуму существующие страхи и опасения, и также стереотипы и ложные представления с обеих сторон.
В идеале такой процесс должен привести к соглашению об общих угрозах, с которыми сталкиваются обе стороны, таких как распространение исламского экстремизма в Центральной Азии, а возможно, и в России после ухода американских войск из Афганистана. Это проложит путь к налаживанию более действенного сотрудничества в вопросах коллективной безопасности Евразии и Европы.
Андрей Цыганков преподаватель международных отношений и политологии из университета Сан-Франциско.