Перевод предоставлен изданием «Курсор» (Израиль)
«Посмотрите вокруг, - предлагает влиятельный американский политолог Фарид Закария в своей книге The Post-American World (эту книгу было особенно интересно читать 4 июля, в День независимости США).
Вот, что вы можете увидеть глазами Закария: «Самое высокое здание мира находится сегодня в Дубае. Самый богатый человек мира – мексиканец, а самая крупная коммерческая компания в мире принадлежит китайцам. Самые большие в мире самолеты производятся в России, этим проектом руководит индийское предприятие, большая часть деталей для этого проекта производится в Китае. Самое большое казино в мире находится не в Лас-Вегасе, а в Макао. Самое крупная киноиндустрия - индийский Болливуд, а не американский Голливуд. А среди десяти самых крупных торговых центров в мире – лишь один находится в США. Самый большой торговый молл расположен в китайском городе Донгуан».
Принцип ясен, аргументация Закарии тоже: мы наблюдает закат американской империи. Ей наступают на пятки другие державы, а в будущем они, по всей вероятности, сумеют занять ее место. Китай и Индия, возможно, Бразилия – это наше будущее. Соединенные Штаты Америки начала 21-го века – это Британия начала 20-го или Испания 17-го века.
Год назад историк Нейл Фергюсон выступил с предостережением, напомнив, что «развал империй происходит стремительно» и привел в качестве примера Римскую империю и Советский Союз. «Иногда поворотный момент наступает тогда, когда выплата имперских долгов превышает возможности оборонного бюджета, - отметил Фергюсон. Это то, что, по мнению гарвардского историка, произошло в последние пять лет. В 2010 году влиятельный колумнист газеты The New York Times Том Фридман написал: «Мы находимся в самом худшем из всех возможных состояний – в состоянии медленного заката американской державы». Новая книга Фридмана, которая выйдет в свет через два месяца, носит следующее название: «Как Америка отстала от мира, который сама же и изобрела, и как она может выйти из этого положения».
Печальные прогнозы о скором закате американской империи хорошо сочетаются с нынешним настроением большинства жителей страны, переживающей самый серьезный экономический кризис с 20-30 годов прошлого столетия. Все это искусно вплетается в ткань политической жизни США, которой управляет человек, уже получивший звание «первого постамериканского президента», Барак Обама. Есть, разумеется, и те, кто с уважением относится к его способности понять новую мировую реальность. Однако многие осуждают его за то, что он не предпринимает достаточных усилий с целью адаптировать Америку к этой новой реальности.
Гидеон Рахман, который написал о «закате Америки» в журнале Foreign Policy, обратил внимание на существенную разницу между «официальными речами», в которых лидеры США приветствуют экономическое процветание Китая, утверждая, что плодами экономического успеха могут воспользоваться все страны мира, а расцвет одного государства не обязательно ведет к закату другого, - и растущей день ото дня тревогой, которую проявляют те самые лидеры, когда дело касается усиления китайской экономической гегемонии.
Рахман отмечает, что Америка больше никогда не сможет столь безраздельно доминировать в мире, как это было в течение 17 лет – в период между распадом Советского Союза и экономическим кризисом 2008 года.
Разумеется, нельзя относиться к этим прогнозам как к истине в последней инстанции. Влиятельный американский публицист Рассел Майд написал на прошлой неделе, что «не стоит относиться с такой серьезностью к модной болтовне о закате империи». По словам Майда, экономический расцвет Китая происходит на фоне быстрого роста другого гиганта, Индии. Противостояние этих двух держав сделает невозможным возникновение доминирующей экономической системы в Азии.
Майд уверен, что и в XXI веке именно Америка будет определять международный порядок – в экономике и политике. Потому что молодежь всего мира считает именно американскую, либерально-демократическую, капиталистическую, модель наиболее привлекательной.