Администрация Обамы продолжает отстрел американских союзников в попытке угодить нашим врагам. Последней она подстрелила Чехию.
В 2009 году администрация Обамы выдернула ковер из-под ног поляков и чехов, отменив свои планы противоракетной обороны, созданные предыдущей администрацией; при этом она не позаботилась даже о том, чтобы уведомить лидеров этих стран о своих намерениях, и они узнали об этом из публичных заявлений.
Президент Обама заверял Польшу и Чехию, что в новом плане ПРО им также будет отведена важная роль. А в начале июля министр обороны Чехии Александр Вондра (Alexander Vondra) заявил Associated Press, что его страна «с недовольством» отказалась от той второстепенной и малозначимой роли, на которую ее назначил в своем плане Обама.
Предыдущий план предусматривал размещение радиолокационной станции в Чехии и развертывание 10 ракет-перехватчиков большой дальности в Польше. Руководители обеих стран мужественно боролись с политическим давлением, особенно со стороны России, когда согласились разместить у себя эти системы.
В 2008 году чешский президент Вацлав Клаус (Vaclav Klaus) заявил Washington Times, что «после долгих десятилетий советского господства в период холодной войны» чехи «крайне болезненно относятся к любым попыткам покровительства из этой части нашего мира».
Названные системы должны были защищать большую часть Европы и США от иранских ракет большой дальности. Выгода также заключалась в укреплении связей между Америкой и бывшими странами-сателлитами СССР. Этот второй момент и заставил Россию активно выступить против данного плана.
Мощные и решительные возражения России против соглашения о сотрудничестве заставили администрацию Обамы отказаться от этого плана, отдав предпочтение программе постепенного и, как она надеялась, более приемлемого (для России) создания европейской системы противоракетной обороны, хотя администрация утверждает, что план был отменен по другим причинам.
И что мы получили от того, что обидели и разозлили чехов и поляков? Мы бросили на произвол судьбы и привели в состояние замешательства две сильные страны, чьи лидеры продемонстрировали дальновидность и политическое мужество, поставив свои государства на сторону свободных и процветающих западных демократий. А кроме этого, мы лишь временно умиротворили Россию, придав ей смелости.
На прошлогоднем ноябрьском саммите Россия-НАТО администрация Обамы с оптимизмом говорила о договоренности с Россией по поводу нового плана ПРО. Однако к разочарованию многих этих оптимистов из команды Обамы, в июле Совет Россия-НАТО так и не смог прийти к соглашению.
Российский президент Дмитрий Медведев даже пригрозил начать к 2020 году новую гонку вооружений. Именно тогда будет реализован последний, четвертый этап плана ПРО. На этом этапе планируется развернуть пару десятков ракет нового поколения SM-3, чтобы с их помощью осуществлять перехват иранских ракет большой дальности.
Американцам не удалось убедить российское руководство в том, что система ПРО не создаст угрозу его собственному ядерному арсеналу, хотя наступательное оружие России легко может преодолеть американскую систему. Даже ведущий российский конструктор баллистических ракет Юрий Соломонов признал, что американская ПРО в Европе не создаст угрозу для ядерных сил России.
Кроме возражений типа «это создает угрозу нашему арсеналу», российские официальные лица утверждают, что Иран не представляет никакой опасности. Но вот американское разведывательное сообщество считает, что сегодня ракетный арсенал Ирана способен наносить удары по целям в Европе, а к 2015 году он обретет возможность наносить удары и по американской территории.
По словам бывшего секретаря российского Совета безопасности Андрея Кокошина, действующая в Иране программа создания баллистических ракет промежуточной дальности будет иметь «военно-стратегический смысл» лишь в том случае, если эти ракеты будут оснащены боезарядами с оружием массового уничтожения, в основном с ядерным оружием.
«Подчеркивая эту мысль, Тегеран недавно провел испытательные пуски 14 ракет большой дальности, способных нести ядерные боеголовки», — сообщил он.
Если соединить эти возможности с антизападными настроениями иранского руководства и с его спонсорством террористов, то возникает вопрос: коль это не угроза, то что это, по мнению русских?
Все эти аргументы Москвы вызывают важные вопросы по поводу российско-американских отношений.
Вопрос первый. Если американская система ПРО не в состоянии нейтрализовать российское наступательное оружие, то почему Россия, не являющаяся больше нашим противником в холодной войне, боится того, что ПРО все же сможет это сделать? Вопрос второй. Почему русские твердо намерены сохранять и поддерживать свои возможности по нанесению ядерного удара против США, и почему администрация по-прежнему готова идти навстречу их требованиям?
И наконец, почему российские официальные лица с такой уверенностью говорят о том, что государство-изгой Иран, являющийся ведущим спонсором терроризма в мире, не представляет угрозы, против которой стоит защищаться, хотя свободный мир убежден, что представляет?
Американским дипломатам следует задуматься над этими вопросами, и один из выводов должен состоять в следующем. Стремление администрации Обамы «перезагрузить» отношения с Россией тщетно, а ее методы «перезагрузки» противоречат интересам Америки, которой приходится платить за нее огромную цену, нанося ущерб хорошим отношениям с истинными союзниками.
Роберт Вулси председатель Фонда в защиту демократий (Foundation for Defense of Democracies) и бывший директор ЦРУ.