В четверг в Москву полетит заместитель министра сельского хозяйства Ярослав Войтович (Jarosław Wojtowicz), чтобы от лица европейского председательства, т.е. всего Евросоюза, вести переговоры об отмене Россией введенного ей месяц назад эмбарго на импорт свежих овощей из Европы.
Эта проблема бросает тень на отношения Европейского Союза и России, а еще больше – на отношения России и Польши, к которой с начала июля перешла роль председателя ЕС. Россия ввела эмбарго, объясняя это эпидемией, вызванной кишечной палочкой E.coli во многих странах Евросоюза (в основном, в Германии), которую изначально связывали с зараженными испанскими огурцами. После протестов Европы в конце июня Россия объявила, что она разрешит импорт овощей из тех государств, которые гарантируют безопасность продукции. Первыми заявки подали Польша, Дания и Голландия. Но хотя россияне на прошлой неделе отменили эмбарго для Бельгии, Дании, Испании и Голландии, для Польши эмбарго продолжает действовать.
Вчера главный санитарный врач России Геннадий Онищенко заявил, что запрет на импорт овощей из Польши будет сохранен. «Из представленных Евросоюзом стран, желающих осуществлять поставки продукции на российский рынок, наибольшие вопросы вызывает Польша. Она представила России некорректные данные, по которым возникает очень много вопросов», - сообщил, как передает агентство «Интерфакс», Онищенко.
Неделю назад Онищенко публично заявлял, что Польша не получила разрешения, поскольку «не вызывает доверия, так как много занимается реэкспортом сельхозпродукци».
«Мы не получили от России ни сообщения о ее официальной позиции, ни документа, касающегося возникающих вопросов. Польша подала все бумаги и всю информацию, предусмотренные соглашением между ЕС и Российской Федерацией от 22 июня 2011 года», - написал вчера министра сельского хозяйства Марек Савицкий (Marek Sawicki) в заявлении своего ведомства.
На прошлой неделе Савицкий выражал протест против сохранения российского эмбарго. Он уверял, что Польша отвечает российским требованиям, что подтверждала Европейская комиссия. Но вмешательства Варшавы в Брюсселе не принесли результатов, а убытки Польши Савицкий оценил уже в 25 миллионов злотых (более 6 миллионов евро, - прим. пер).
«Я воспринимаю заявления господина Онищенко как некую игру с российскими СМИ, а не попытку прийти к соглашению или прояснению ситуации между ЕС и Россией», - заявил вчера Савицкий в Страсбурге.
В начале июня европейские дипломаты предполагали, что Россия могла ввести эмбарго на овощи, чтобы получить какие-то козыри на переговорах о вступлении в ВТО. Москва добивается этого с 1994 года, поскольку как член ВТО она станет более привлекательной для иностранных инвесторов. Россия планировала закончить переговоры в июле, но месяц назад глава Еврокомиссии Жозе-Мануэль Баррозу (José Manuel Barroso) подчеркивал, что одним из вопросов, блокирующих завершение переговоров являются фитосанитарные нормы.
После согласования условий импорта овощей из ЕС Владимир Путин заявил, что Россия уже получила согласие ВТО на увеличение дотаций на сельское хозяйство в период с 2012 по 2017 год с нынешних 4,5 до 9 миллиардов долларов. «Мы получили все, что хотели выжать», - гордился Путин.
Российские газеты «Ведомости» и «Коммерсант» подчеркивали, что Москва рассчитывает завершить переговоры с ЕС о вступлении в ВТО во время польского председательства. Почему же в такой ситуации сохраняется эмбарго на польские овощи – это загадка, которую не объясняют ни польские политики, ни российская пресса.
Одним из ключевых вопросов польского председательства будет также разработка политики ЕС в отношении поставщиков энергии, таких, как Россия. В этой сфере с востока нам подали особый сигнал.
В середине июня был приостановлен транзит российской нефти через нефтяной порт Гданьска. «У нас нет заявки по транзиту на третий квартал», - сообщила нашей газете государственная нефтетранспортная компания PERN Przyjaźń, обслуживающая нефтепровод из России. По информации источников PERN, транзит был приостановлен из-за роста спроса на нефть в России, а часть сырья из Казахстана, которое пересылалось через Польшу, была направлена в Китай. Но наши собеседники из нефтяной отрасли опасаются, что Россия полностью прекратит транзит через Польшу, поскольку она запускает нефтепровод БТС-2, который идет в обход польской территории, чтобы увеличить экспорт нефти танкерами через Балтийское море.
Варшава учитывает риск дальнейшего перекрытия кранов на нефтяной трубе из России. В июне была подписана программа взаимодействия правительств Польши и Германии, касающаяся «действий по поддержанию регулярных и отвечающих потребностям поставок нефти из России на польские и немецкие нефтеперерабатывающие предприятия, по существующим транспортным путям», т.е. по нефтепроводу через польскую территорию.
Поляки во время своего председательства «могут просто не акцентировать внимание на неприятных для Москвы темах, например, программе «Восточное партнерство» или ситуации в Белоруссии», - написала в еженедельнике «Ведомости» эксперт Института мировой экономики и международных отношений РАН Ирина Кобринская.