Сэр Ричард Диарлав (Richard Dearlove), занимавший должность руководителя британской службы внешней разведки MI6 вплоть до 2004 года, заявил, что Великобритания не должна быть «слишком щепетильной» в использовании разведслужб для защиты своих экономических интересов.
Бывший шеф подчеркнул, что центральные банки, например, Банк Англии ( Bank of England) содержат обширную агентурную сеть с целью получения информации о предстоящих событиях. Но специализированные разведслужбы тоже должны обеспечивать задачу финансовой безопасности.
«Я говорю о будущем евро и о том, как дефолты могут повлиять на нашу экономику, - говорит он на форуме Global Strategy. – Добросовестные сотрудники центральных банков должны быть в состоянии сами справляться с этим; но я подчеркиваю, они могут и имеют право время от времени обращаться за помощью по валютным проблемам».
Сэр Ричард добавил, что финансовый кризис 2008 года изменил его взгляды на роль разведслужб в защите экономики. Великобритания должна быть «предупреждена и вооружена» в преддверии грядущего кризиса.
Он заявил: «Я не думаю, что мы должны быть слишком щепетильными в использовании средств для того, чтобы защитить себя в финансовом плане».
Британская служба разведки Secret Intelligence Service, или MI6, одно из самых уважаемых в мире шпионских агентств, имеет глубокие связи со своими партнерами по разведке во всех странах Европы. Сэр Ричард признал, что MI6 была лидером в стремлении объединить разведслужбы всех стран Европы.
Отдавая распоряжения службе внешней разведки активно следить за своими бывшими партнерами, правительство рискует вызвать ответную реакцию со стороны ближайших соседей и союзников своей страны.
Страны, уязвимые к отказу от единой валюты, евро, наверняка увидят в этом жесте акт эгоизма в момент национальной слабости страны.
MI6 имеет длинный послужной список проведения совместных операций в Греции, наиболее уязвимой стране еврозоны, и теперь любой сдвиг в сторону более агрессивной политики в отношении этой страны в тот момент, когда она оказалась в трудном положении, неизбежно расстроит Афины.
Ирландия, еще одна страна, для которой отказ от евро представляет опасность, тоже чрезвычайно чувствительна к шпионской деятельности британских разведслужб. С учетом значительной роли Ирландии в британской торговле – экспорт и импорт с Ирландией в целом превышает объем торговли с Китаем и Индией вместе взятыми – использование разведслужб в качестве экономического инструмента вызвало бы подозрение у Дублина.
Неспособность правительств стран еврозоны раскрыть истинные масштабы дефицита бюджета и нехватки доходов – весьма характерная черта для ситуации финансового краха евро. Европейское статистическое агентство Eurostat уже целый год готовит точный доклад о расходах Греции с момента получения полного доступа к бюджетной отчетности страны.
«Если бы три или четыре года назад мы знали, что дефицит Греции на самом деле в два и более раза выше, чем было ими заявлено, мы бы были предупреждены о будущих затруднениях, - заявил Рауль Рупарель (Raoul Ruparel), главный экономист исследовательского института Open Europe. – Есть много такого, что, входящие в зону евро, делают за закрытыми дверями, и что пока еще не обнаружено».
Тайный сбор разведматериалов дал бы британским политическим деятелям больше информации о странах, дела которых идут под откос. « Все участники финансовых рынков и все банкиры полагают, что будут дефолты, только элита зоны евро отказывается это признать», - заявил г-н Рупарель.
Сэр Ричард отметил, что Банк Англии имеет эффективные возможности для проведения разведопераций – хотя и не классифицирует эту свою деятельность как шпионаж. Сама по себе служба MI6 будет выполнять при банке подчиненную роль.
Сэр Ричард был назначен главой британской разведки MI6 в 1999 году и был руководителем это службы во время теракта 11 сентября в США, организованного группировкой аль-Каида. Он вышел в отставку в 2004 году, и последний год его работы был омрачен полемикой по вопросу о досье, использованном правительством для обвинения Ирака в выполнении секретной программы по созданию Оружия массового поражения.
Наряду с финансовой сферой, к числу новых приоритетов разведслужбы будут отнесены киберагрессия и незаконная миграция.
Через десять лет после 11 сентября бывший шеф британской разведки заявил, что аль-Каида переместилась от Афганистана к Пакистану и Йемену, и приоритеты в борьбе с терроризмом должны учитывать этот сдвиг.
Однако он добавил, что не думает, что британское военное вмешательство в Афганистан усилило террористическую угрозу для Великобритании, о чем громогласно заявляют противники этой войны.