НАСА запланировало последний запуск корабля-шаттла Atlantis на пятницу. Этот 12-дневный полет к международной космической станции может оказаться не просто последним полетом космического «челнока», но, если не будет произведена серьезная коррекция курса, ознаменует полный конец эпохи мирового космического превосходства Америки.
С 1960 года космическая программа США была ее гордостью и наглядной демонстрацией американской исключительности. Она была символом нашего духа, изобретательности и технологического мастерства. Она питала и поддерживала экономическую экспансию, не имеющую себе равных в истории, она была источником нашей беспримерного со времени Римской империи мирового военного могущества.
Но после падения Берлинской стены наша космическая программа стала медленно и неуклонно идти на убыль. В 1989 году американское лидерство во всех аспектах освоения космоса и космических технологий было настолько велико, что даже после десятилетий небрежения, расточительства и бездействия нам и сегодня практически по всем параметрам все еще нет равных. Но долго это не продлится. Мы истребляем наши ресурсы на корню.
Как это могло случиться? Тут дело не в невнимании. Президент Джордж Буш предвидел грядущий кризис, когда пришел к власти в 1989 году, и он предпринял энергичные и смелые шаги для того, чтобы не сдавать позиций в сфере космических исследований. В условиях призыва к сокращению средств на оборону в 1990 году он увеличил ассигнования на строительство новых мощностей для запуска космических ракет, на ряд программ, в том числе на национальную программу разработки воздушно-космического самолёта и на новый национальный стартовый комплекс. Он увеличил расходы на исследования в рамках программы СОИ (стратегической оборонной инициативы) и на деятельность Агентства передовых оборонных исследовательских проектов, несмотря на почти 20-процентное сокращение оборонного бюджета в целом.
Буш потребовал для НАСА разового 25-процентного увеличения расходов и запланированного 10-процентного увеличения расходов на последующие 10 лет. 20 июля 1989 года, в 20-ю годовщину высадки на луне космического корабля Apollo XI, он, стоя на ступенях национального авиационно-космического музея, призвал к новому витку научных исследований, к возвращению на Луну, уже надолго, а затем к путешествию в завтра, к пилотируемому полету на Марс. Его доводы были просты: американцы призваны исследовать новое и быть лидерами. Запланированная Бушем программа была постепенной и равномерной, с упором на разработку новых технологий и новых методов ведения дел. Его видение было ясным: мы будем продолжать наши космические исследования, не соревнуясь, а сотрудничая со всеми нациями мира, даже с Россией, нашим недавним врагом. Ни одному из этих планов не суждено было осуществиться. Причины этого понятны. Штаты наших учреждений перераздуты, там царит бюрократия, деньги тратятся впустую. Выборные представители действуют как сборщики налогов в своих штатах и округах, делая эффективное и разумное распределение ресурсов практически невозможным. Частная промышленность пользуется своим упрочившимся положением, чтобы уменьшить конкуренцию, увеличить расходы, подражая своему медлительному и бюрократическому заказчику. А научное сообщество, со своей стороны, искусно использует свою власть, чтобы оказать влияние, высказывать свое мнение и обосновывать научные инициативы государства с целью обеспечить себе «львиную долю» при дележке исследовательского пирога.
Эта система стойко противостоит изменению приоритетов и учится все лучше защищать себя и свой статус кво. Со времени окончания холодной войны успех имели лишь отрицательные инициативы в сфере изменения направления наших усилий в области космических исследований на национальном уровне. Расходы сокращены; они требуют изменения.
Президент Клинтон резко развернул политическое направление и пересмотрел программу работы космической станции, наполовину урезав ее бюджет и угрожая вообще закрыть ее. Президент Обама изменил программу пилотируемых космических полетов, разрешив испытательные полеты шаттла, поставив работу на космической станции на коммерческую основу и отменив программу Constellation (с запланированной на 2030-е годы высадкой на Марсе). Собственно говоря, им руководило похвальное стремление использовать сэкономленные средства для финансирования новых разработок. Но и в лучшие времена это было бы трудно сделать; а нынешнее состояние государственных финансов скорее побудит Конгресс использовать большую часть экономии для сокращения дефицита бюджета. Хуже того, космическая команда президента не проявляет единодушия в своей приверженности его плану.
Десятилетиями Америка дарила миру новые изобретения: мощные персональные компьютеры, роботостроение, спутниковые телекоммуникации, лазеры, солнечные батареи, лапароскопическую хирургию, нанотехнологии и ядерную медицину, создавая при этом новые рабочие места во всех отраслях промышленности и в области высоких технологий в, казалось, бесконечном хороводе новых технологий, появляющихся как побочный продукт деятельности наших космических программ. Останется ли космос экономическим и технологическим катализатором Америки в грядущие десятилетия? Или наши будущие инновации ограничатся новыми социальными сетями, типа «фейсбука» и «твиттера»?
Здравый смысл подсказывает, что федеральная бюрократия должна сократить расходы или провести реструктуризацию, реорганизацию и изменить свои приоритеты. Они умеют урезать программы или начинать новые программы. Но не умеют одновременно делать то и другое. Мы уже приперты к стенке. Чтобы восстановить наше лидирующее положение в космосе, нам необходимо пойти против здравого смысла и сократить финансирование, начать разработку новых инициатив и радикально реструктурировать наше перезрелое агентство – и сделать все это одновременно. Это не будет приятно, и это не будет легко, но высадка человека на Луну тоже не была ни легкой, ни приятной.
Марк Олбрехт – председатель космической программы США. Был главным консультантом президента Джорджа Буша по вопросам, связанным с космосом; автор книги Falling Back to Earth: A First Hand Account of the Great Space Race and the End of the Cold War”(«Падение на землю: Отчет из первых рук о великой космической гонке и об окончании холодной войны») (Издательство New Media Books, 2011)