12 июля младший сводный брат афганского президента Хамида Карзая и ключевой военачальник режима Ахмед Вали Карзай был убит в своей резиденции в Кандагаре.
Поступает разная информация об обстоятельствах, в которых было совершено убийство. Ответственность на себя взяло движение Талибан, тогда как власти Афганистана придерживаются версии о том, что убийца был членом окружения покойного. Однако более важный вопрос состоит в том, чтО это преступление говорит нам о положении афганского режима, особенно в свете того, что США и силы НАТО начинают сокращение своего военного присутствия в стране?
Убийство Вали Карзая произошло в очень сложный период для президента Хамида Карзая, потому что сейчас его режим переживает процесс адаптации к новым реалиям, в которых США и войска НАТО будут осуществлять свой уход – по плану, в 2014 году бОльшая часть американских и натовских сил будет уже за пределами Афганистана.
Карзай должен сохранить свои позиции в смысле стабильности режима и вместе с тем иметь дело с Талибаном в форме политического регулирования с позиции относительной силы. Потеря младшего брата и ключевого военачальника усложняет эту задачу, потому что убийство пошатнуло основополагающий столп поддержки, к которой Карзай стремился со стороны своей собственной этнической общины, пуштунов, в особенности в самом центре талибского движения, которым является провинция Кандагар.
Режим Карзая никогда не воспринимался как что-то хотя бы отдаленно стабильное. Он всегда считался нестабильным образованием, созданным при поддержке Запада, однако в последние года президент Хамид Карзай развил свою собственную платформу поддержки внутри страны, и он пользовался этой поддержкой, в особенности среди пуштунов, которые являются мишенью талибов. Именно на основе этой поддержки президент Карзай намеревался продвигаться дальше с той целью, чтобы в случае ухода США и НАТО страна не погрузилась в гражданскую войну или, что хуже, в совершенную анархию, потому что его режим не смог бы справиться с натиском повстанцев-боевиков.
Для Америки и других стран-членов НАТО важно, чтобы режим Карзая был способен себя поддерживать и держался независимо – так, чтобы он мог служить громоотводом на пути Талибана, который переживает подъем.
Существовало мнение, что, хотя подъем Талибана невозможно подавить, его можно до определенной степени сдержать, и предполагалось, что режим Карзая, его силы безопасности и союзники по всей стране дадут режиму шанс бороться с укрепляющимся Талибаном. А теперь, когда президент потерял ключевую фигуру своей поддержки на юге – в лице своего сводного брата, вопрос в том, сможет ли режим продолжать держаться этого курса?
Несвоевременная смерть Ахмеда Вали Карзая создает ситуацию, в которой очень вероятно, что президенту и его режиму будет сложно сохранять стабильность на юге, когда США и НАТО начнут вывод войск.