Нью-Йорк - В течение сорока лет, после того как дело Уотергейта поглотило президента США Ричарда Никсона, политики неоднократно игнорировали главный урок скандала: сокрытие хуже, чем преступление. Как Никсон, они заплатили более высокую цену за сокрытие своих проступков, чем они бы заплатили за сами проступки.
На этот раз речь идет о скандале, который нарушает это правило: дело о хакерской атаке на телефоны в Соединенном Королевстве, которая потрясла британскую политику до основания. Последние десять лет бульварная газета The News of the World («Новости Мира»), принадлежащая News Corporation Руперта Мердока, сделала своей целью голосовую почту 4000 людей. Список включает в себя не только членов королевской семьи, знаменитостей и других высокопоставленных лиц, но также семьи военнослужащих, погибших в Афганистане и Ираке, а также жертвы теракта, совершенного в июле 2005 года в Лондоне.
Все это раскрылось, когда газета The Guardian сообщила о том, что таблоид взломал голосовую почту пропавшей без вести 13-летней Милли Даулер, видимо в надежде получить некоторые личные выражения горя или отчаяния членов семьи, которые она могла бы выплеснуть на свою первую страницу. Когда шесть месяцев спустя было найдено тело убитой девушки, семья и полиция все еще думали, что она может быть жива, поскольку сотрудники The News of the World начали удалять сообщения, когда ее телефонный почтовый ящик переполнился. (По данным Скотланд-Ярда, хакеры Мердока предположительно подкупали офицеров полиции среднего звена, чтобы они также предоставляли информацию.)
В обширной летописи подслушивания это ‑ нечто новое. Даже Сталин не прослушивал мертвых.
Последовало сокрытие. Джеймс Мердок, сын Руперта, председатель и главный исполнительный директор европейских и азиатских отделений The News of the World, уполномочил секретную выплату в 1 млн фунтов стерлингов (1,6 милиона долларов США), чтобы купить молчание жертв взлома. По некоторым сведениям также были уничтожены миллионы внутренних сообщений электронной почты. Тем не менее, кажется, что особенно отталкивающая бесчеловечность исходных дел будет оставаться более шокирующей, чем детали этого или любого другого сокрытия.
Несмотря на это, политические последствия скандала со взломами телефонов будут зависеть от чего-то гораздо большего, чем результаты служебных расследований, проводимых в Великобритании. Прежде всего, последствия скандала будут зависеть от того, как правительства и граждане оценят то, что из себя действительно представляет News Corporation.
Мердоки называют News Corporation журналистским предприятием. В действительности это – прежде всего, развлекательная компания, причем основная часть ее дохода поступает от ее фильмов и телевизионных холдингов. Во-вторых, и что более важно, это ‑ пропагандистская машина, занимающаяся пропагандой мероприятий и политических деятелей правого политического крыла.
Главное лицо News Corporation в США ‑ телеканал Fox News ‑ имеет отличительную черту неустанной пропаганды идеологии правых. В то время как политическая пропаганда когда-то была прерогативой правительств и политических партий, Fox News формально независим от обоих – хотя он, в основном, служит интересам республиканской партии США.
В Великобритании News Corporation занимается созданием своего рода государства для себя, коррумпируя полицию, принимая на себя полицейские полномочия надзора, а также запугивая политиков, чтобы они придерживались нужных взглядов. В США она вела себя так же, используя корпоративное влияние СМИ, чтобы вдохнуть жизнь в отдельную политическую организацию ‑ «Партию чаепития».
Все это далеко от того, чем предположительно должна заниматься журналистская организация. Основная роль журналистики в системе демократии заключается в том, чтобы помогать людям выполнять свои гражданские обязанности, предоставляя информацию о правительстве, других институтах власти, гражданских движениях, международных событиях и так далее. Но News Corporation заменяет такую журналистику возбуждением любопытства и сплетнями, как это было, когда она поглотила 168-летнюю News of the Worl» и превратила ее в таблоид в 1984 году, а также пристрастными кампаниями, как это было, когда она создала Fox News в 1996 году.
Неудивительно, что на Fox News, как и на многих других каналах News Corporation, редакционная независимость приносится в жертву централизованному контролю с железной хваткой. Новости и комментарии смешиваются в непрерывном потоке политической агитации. Идеология превозносит действительность. И главные республиканские деятели, в том числе возможные претенденты на выдвижение в президенты от партии, наняты в качестве «комментаторов». В действительности ее конкретный гений заключается в том, чтобы превратить пропаганду в популярность и финансовый успех.
Учитывая рентабельность The News of the World, не стоит удивляться, что Мердоки растиражировали свое предосудительное поведение затонувшего британского флагмана в других местах. Но, что бы еще не было выявлено, скандал со взломом телефонов в Великобритании является частью мердоковской трансформации новостей в пропаганду: оба отражают нападение на основные стены, которые демократия возводит для разделения СМИ, государства и политических партий. Мердоки сливают эти субъекты в единую неподотчетную силу, которая, как мы видим в Великобритании сегодня, не признает каких-либо ограничений или стеснений.
Это усилие должно заставить нас противостоять неудобной действительности, лежащей в основе как британского скандала с хакерской атакой на телефоны с его полутенью ужасающей жестокости и бессмысленной коррупции, так и «Fox News», самому популярному каналу новостей в Америке: слишком много людей хотят то, что предлагает News Corporation. А то, что хотят слишком много людей, может быть опасно для цивилизованного, правового общества.
Чтобы увидеть, насколько это опасно, посмотрите на Италию, где конгломерат премьер-министра Сильвио Берлускони Mediaset соблазняет широкие слои избирателей начиная с 1980-х годов, используя для этого сочетание в стиле Мердока пресного варьете и пристрастного политического театра. Когда послевоенная партийная система Италии рухнула в начале 1990-х годов, Берлускони сумел основать свою собственную политическую партию, завоевать власть и в течение срока работы трех правительств подстроить законы и государственные институты для служения во благо своих деловых и личных интересов.
Кажется, News Corporation намеревается повести Великобританию и США тем же путем. Но теперь, по крайней мере в Великобритании, политический класс восстал. Премьер-министр Дэвид Кэмерон ‑ который ранее культивировал тесные связи с руководством News Corporation и даже взял на работу бывшего редактора The News of the World в качестве своего пресс-секретаря, который недавно был арестован за участие в скандале – назвал взлом телефонов «отвратительным». Между тем, лейбористы, которые также стремились обрести поддержку Мердоков, пообещали заблокировать заявку News Corporation на получение в полную собственность самой крупной сети платного телевидения Великобритании. Нужно немного подождать, чтобы узнать, перенесется ли восстание через Атлантический океан.
Джонатан Шелл - научный сотрудник в Национальном институте и приглашенный сотрудник в Йельском университете. Автор книги «Седьмой десяток: новая форма ядерной угрозы»