Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Хлыст и «Славянка»

© коллаж ИноСМИРоссия и Польша: дружба, которая не должна потерпеть неудачу
Россия и Польша: дружба, которая не должна потерпеть неудачу
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В Москве царит убеждение, что с Польшей спешить нечего. Возможно, Медведев, хотел бы «перезагрузки» с Варшавой, так же как и с Вашингтоном. Но будет ли через десять месяцев он еще президентом? А, может быть, вернется Владимир Путин, который, как кажется, не является особым поклонником всяких «перезагрузок».

Происходящее в отношениях между Польшей и Россией, напоминает старый российский анекдот о графе и его управляющем.

Приехав в свою загородную усадьбу, граф прогуливался с управляющим по парку. Они дошли по аллее к реке. Граф, очарованный красотой этого уголка, размечтался и отдал распоряжение: «Через год, когда я снова приеду в деревню, здесь должна быть беседка, мостик, а на том берегу аллея». Через год он вернулся, но у реки не было ни беседки, ни мостика. Разъяренный граф отстегал управляющего хлыстом по щекам, крича: «Как ты мог, негодяй, не исполнить моего поручения!?» На следующий день рассерженный аристократ снова отправился на же место и просто сел от удивления, увидев и мостик, и беседку, и аллею. «Как же так? За целый год ты не сделал ничего, а теперь за одну ночь все сразу?», - спросил он управляющего. «Раньше, ваша светлость, не было четкого приказания», - объяснил слуга.

Российские лидеры последние полтора года обещали, что между нашими странами произойдет что-то хорошее. Например, у них и у нас еще в конце прошлого года должны были начать работу Центры польско-российского диалога и согласия, которые бы продолжили благородное дело Комиссии по сложным вопросам и оживили бы процесс общения между нашими народами.

В Польше это учреждение уже работает. В России правительство назначило руководителя, определило бюджет - и все. До сих пор нет помещения, а деньги, предусмотренные бюджетом, как говорят в Москве, «зависли» где-то между министерствами финансов и культуры. На языке российского чиновничьего аппарата это означает, что дело застряло на мертвой точке, и никто не подталкивает его вперед.

Год с лишним назад президент Дмитрий Медведев обещал, что Польша получит все документы следствия по катынскому преступлению, которое советская, а затем российская военная прокуратура вели в 1990-2004 годах. Наши прокуроры уже вроде бы получили большую часть этих материалов, но самые важные из них остаются засекреченными. У нас до сих пор нет доступа, например, к решению о закрытии следствия, так что мы не знаем, к каким окончательным выводам пришли россияне, кого они признали виновным в уничтожении поляков и почему не отнесли к числу виновных Сталина.

Несколько дней назад Главная военная прокуратура прислала историку Никите Петрову, публично требующему рассекретить катынские материалы, письмо, которое гласило, что «решение о закрытии катынского дела содержит информацию, составляющую государственную тайну, и не может быть представлено общественности».

Не имеет значения, что слова прокурорского бюрократа противоречат закону, поскольку согласно действующему в России законодательству, документы, касающиеся политических репрессий, засекречены быть не могут. Но ведь сам президент страны публично обещал, что все, что касается Катыни, окажется в Польше. Но для прокуроров этого, видимо, мало. Это еще не «четкое приказание». Видимо, без хлыста за работу они не возьмутся.

И не только они. В Москве царит убеждение, что с Польшей спешить нечего. Возможно, Медведев, хотел бы «перезагрузки» с Варшавой, так же как и с Вашингтоном. Но будет ли через десять месяцев он еще президентом? А, может быть, вернется Владимир Путин, который, как кажется, не является особым поклонником всяких «перезагрузок».

Хотя, возможно, и он захочет уладить дела с Варшавой. Если так, то чиновничий люд похлопочет, и за одну ночь деньги на польско-российский центр перепрыгнут со счета Министерства финансов на счет Министерства культуры, найдется для него и здание. А прокуроры тоже поймут, что документы, касающиеся событий 72-летней давности, секретными быть не могут. Но раз пока «хлыст» не занесен, можно (или даже нужно) подождать «четких приказаний».

Так сейчас, впрочем, обстоит со всеми делами в России. Пока члены управляющего страной тандема не решат, кто из них станет в 2012 году главой государства, ни о чем новом с Москвой договориться будет невозможно, так как государственный аппарат будет ждать, в чьей руке на следующие годы окажется «хлыст».

Но мы не должны сидеть сложа руки. Хорошо, что наш Центр диалога уже работает, хотя пока это сольное танго. Нужно напоминать и показывать нашим соседям, что наше общее прошлое – это не только трагедии.
 
В следующем году россияне будут с огромным размахом вспоминать 200-летнюю годовщину Бородинской битвы. К организации масштабной инсценировки подключились французы, чья армия под предводительством Наполеона билась в 1812 году с русскими на подступах к Москве и потом заняла столицу. Почему бы там не быть полякам? Ведь в этом столкновении важную роль сыграл пятый корпус князя Юзефа Понятовского (Józef Poniatowski).

В Тамбове, тоже в следующем году, планируют отметить 100-летие любимой военной песни россиян «Прощание славянки». Это марш популярен и известен в Польше как «Расшумелись плакучие ивы». И хотя наши молодые «натовизированные» солдаты пытаются, как рассказывают, петь «косит смерть, one, two, three, four», ничто не изменит факта, что это песня написана русским полковым трубачом.

Нас с радостью увидели бы и в Бородино, и в Тамбове, так, по крайней мере, уверяли меня организаторы. И было бы прекрасно, если бы оказалось, что хотя между Москвой и Варшавой царит застой, поляки и россияне способны вместе развлекаться, а «Славянка» может сблизить нас не хуже, чем «хлыст».