Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Чехословацкая техника в России: затонувший пароход, самолеты и памятник грузовикам Tatra

В России до сих пор служат тысячи грузовиков, самолетов и кораблей, которые Чехословакия при социализме продавала СССР. И затонувший пароход «Булгария», на котором в воскресенье на Волге утонули более сотни пассажиров, был произведен на чехословацких верфях.

© tatra.czгрузовик Tatra 148
грузовик Tatra 148
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Грузовики, самолеты, корабли. Десятки тысяч транспортных средств Чехословакия продавала при социализме Советскому Союзу. И сегодня тысячи из них, в разной степени изношенности, продолжают функционировать. И затонувший пароход «Булгария», на котором в воскресенье на Волге утонули более сотни пассажиров, был произведен на чехословацких верфях, скорее всего, в Комарно.

Грузовики, самолеты, корабли. Десятки тысяч транспортных средств Чехословакия продавала при социализме Советскому Союзу. И сегодня тысячи из них, в разной степени изношенности, продолжают функционировать. И затонувший пароход «Булгария», на котором в воскресенье на Волге утонули более сотни пассажиров, был произведен на чехословацких верфях, скорее всего, в Комарно.

«Да, примерно на 99%, - говорит Иван Траутнер (Ivan Trautner), глава České loděnice («Чешские верфи»). – Обычно состояние судов в России плохое. И самые старые чешские корабли («Булгария» была построена в 50-е годы), конечно, еще могли бы отвечать всем нормам, если бы они проходили систематическое техобслуживание».

ЧССР поставляла и плавучие экскаваторы и станции

По словам Траутнера, чехословацкие судостроительные заводы в 50-80-е годы поставили почти 550 различных плавсредств. Пассажирские корабли, конечно, составляли меньшую часть. «К тому же большая часть судов использовалась и используется в Сибири или в похожих сложных областях, и поэтому они раньше изнашиваются. Их обычный срок службы составляет десятки лет, в среднем около 40 лет», - добавляет Траутнер.

Из Чехословакии в Россию поставлялись, прежде всего, технические суда – плавучие экскаваторы и краны для добычи песка со дна рек, плавучие станции, которые обеспечивали водой хлопковые плантации. Первые из этих средств попали в Россию где-то в 50-е годы, в 70-е – прошли модернизацию.

«Еще в 90-е годы был интерес к техническому обслуживанию, требовались запасные части, сегодня – уже нет. Скорее всего, из-за того, что корабли уже не существуют или доживают свой век», - говорит Траутнер.

Легендарной Tatra в России поставили памятник

Гораздо более «весомое» положение, по сравнению с чехословацкими кораблями, в России заняли грузовики Tatra. По данным автомобильного завода, в бывший СССР с 1945 по 2006 год было вывезено в общей сложности 89 860 автомобилей, подавляющее большинство, конечно, во времена коммунистического режима.

«Речь шла о тяжелых грузовиках, предназначенных для холодной или очень жаркой погоды», - говорит Люция Прахманова (Lucie Prachmanová) из пресс-службы компании.

Исключительной популярностью в России и других республиках СССР пользовался грузовик Tatra 111 (автомобиль выпускался с 1962 года). Поэтому далеко на востоке в Магадане русские ему поставили памятник. Грузовики Tatra, по некоторым данным, только в Сибирь были поставлены на 80% местных дорог. По информации завода, сегодня их ездит в России около 14 тысяч. «Срок службы наших машин в России примерно 30 лет, там мы обеспечиваем сервис и поставляем запасные части», - говорит Прахманова. Для сравнения: в настоящее время Tatra производит около тысячи грузовых автомобилей в год.

Чехословацкий L410 взамен русского Ан-2


Чехословацкий L410 был единственным сконструированным и сделанным за границей самолетом, который в свое время был в парке советского «Аэрофлота». Самолет L 410 из Куновице создавался уже «по заказу» рынка СССР. Стране надо было заменить устаревающий биплан Ан-2, и задача была возложена на «дружественную» страну. В Куновице таким образом возник двухмоторных самолет, преимущественно предназначенный для перевозки пассажиров (до 19 человек). L410 впервые поднялся в воздух в 1969 году.

На сегодняшний день таких самолетов было произведено около 1100 штук, почти тысяча из них была продана в Россию. «Позднее оттуда их продавали в разные страны, главным образом в Африку и Южную Америку. Сегодня они, таким образом, летают по всему миру», - говорит Мирослав Пешак (Miroslav Pešák) из компании Aircarft Industries, которая сегодня в Куновице производит эти самолеты. Самолет прекрасно соответствовал российским условиям. Он нетребователен в уходе и хорошо переносит большие колебания температуры. «К тому же он способен садиться и взлетать с короткой взлетно-посадочной полосы с не очень качественным покрытием», - объясняет Пешак. Компания до сих пор занимается сервисом самолетов. «Часто случается, что самолет прилетает на так называемое объемное обслуживание», - дополняет Пешак.

По стечению обстоятельств несколько дней назад один самолет L410 упал на северо-восточном побережье Бразилии, в результате катастрофы погибли 16 человек.

Русские хотели только учебные машины, у них были свои военные истребители


Советский рынок стал главным рынком сбыта и для чехословацких самолетов, предназначенных для армии. Самолеты L29 «Дельфин» и L39 «Альбатрос» были главным образом предназначены для Восточного блока, но Советский Союз взял большинство из этих машин.

Согласно компании Aerо Vodochody, которая производила эти самолеты, из 3,5 тысяч произведенных L29 (производство началось в 1963 году) в СССР отправились 2 тысячи, из появившихся после них «Альбатросов» (начало производство в 1974 году) где-то две трети примерно 3 тысяч собранных машин в итоге оказались в самой огромной стране мира. «Сегодня их там летает около 300, примерно 500 уже «находятся на земле»», - говорит Владимир Цоуфал (Vladimír Coufal), директор по развитию Aerо Vodochody.

После распада Советского Союза много самолетов было продано за границу, только в Соединенных Штатах (у частных владельцев) таких самолетов находится несколько сотен. «Никто точно не знает, сколько этих самолетов где оказалось», - говорит Цоуфал. L39 до сих пор является самых распространенным учебно-тренировочным военным самолетом в мире.

Но в России и на Украине, тем не менее, компания для многих «своих» машин услуги сервиса не предоставляет.

«У них есть собственные возможности сервиса. К тому же эти самолеты частично делались из российских деталей. В основном мы чиним самолеты в Таджикистане, Узбекистане и Казахстане», - отмечает Цоуфал. Aero для своих самолетов предлагает программу существенного продления срока службы - SLEP (Service Life Extension Program). Интересно, что вторым крупнейшим иностранным покупателем L39 была Ливия. И если в СССР направлялись только учебные самолеты, арабская страна заказывала в основном боевые версии самолетов.