А не демонстрирует ли американский политический кризис то, о чем Пекин говорит уже долгие годы: что сохранение доллара в качестве главной мировой валюты опасно для кредиторов США? Как пишет в своей статье для государственного издания People's Daily Ли Сяньян, пока доллар не будет свергнут со своего престола, держателям казначейских бумаг придется и дальше идти на колоссальный и прямой финансовый риск, связанный с дефолтом в США, либо покупать дополнительные американские облигации, подвергая себя опасности.
Спор между администрацией Обамы и Палатой представителей США о том, поднимать или нет потолок 14,3-триллионного в долларовом выражении американского долга, становится все более напряженным. Если стороны не смогут договориться ко 2 августа, облигациям американского казначейства будет грозить как минимум «технический дефолт».
Обе стороны пытаются воспользоваться этой угрозой, чтобы заставить партнера по переговорам подчиниться. Это не только отражает вполне реальные разногласия между политическими институтами и партиями США, но и грозит оказать существенное воздействие на мировую финансовую систему.
Выпуская мировую резервную валюту, Соединенные Штаты подключают к своей внутриполитической борьбе интересы международных кредиторов. Даже если стороны придут к соглашению до истечения крайнего срока, США уже создали негативный прецедент, проигнорировав глобальную экономику и интересы зарубежных кредиторов.
На самом деле, общая сумма национального долга Америки дошла до предельного уровня еще 16 мая, достигнув рекордного значения за 60 лет. Это результат той политики потребления на базе долгосрочных кредитов, которую проводят США.
В соответствии с прошлой практикой, Белый дом должен получить разрешение Конгресса на повышение предельного уровня долга. В конце концов, Конгресс с 1993 года 16 раз поднимал этот потолок. Но на сей раз в ответ на мольбу Белого дома о повышении предельного уровня задолженности до предстоящих всеобщих выборов Республиканская партия, действуя через Палату представителей, требует от него новых обязательств по сокращению в течение следующих 10 лет федеральных расходов на 2 триллиона долларов, причем без увеличения налогообложения.
Согласие администрации на такие условия может привести к тому, что Обама потерпит в 2012 году неудачу со своей попыткой переизбрания на второй срок. С другой стороны, если Конгрессу не удастся поднять этот потолок ко 2 августа, правительство теоретически не сможет выплачивать проценты по своим долгам (срок следующей такой выплаты кредиторам наступит 15 августа).
В результате этого администрации Обамы придется временно прекратить выплату пенсий пенсионерам, а также процентов иностранным кредиторам. Это может привести к катастрофическим последствиям, которых не вынесут ни Соединенные Штаты, ни мировой финансовый рынок. Тем не менее, Белый дом и Конгресс продолжают использовать такой катастрофический исход в качестве средства давления друг на друга.
Мировые институты по кредитным рейтингам выступают с недвусмысленными предостережениями по поводу увеличения риска дефолта из-за государственного долга США и объемов торговли свопами на дефолт по кредитам. Однако шансы на то, что Соединенные Штаты Америки столкнутся с кризисом государственного долга, как это было в Греции, ничтожно малы.
Во-первых, статистические данные показывают, что инвесторы по-прежнему заинтересованы в покупке новых американских долговых обязательств. Во-вторых, «технический дефолт» не заставит центробанки других стран, которые являются основными держателями долговых обязательств США, сбросить эти ценные бумаги по дешевке.
Иностранным владельцам американского долга грозит серьезный риск. Поскольку политические партии США думают лишь о собственных интересах и игнорируют интересы иностранных кредиторов, Америка рано или поздно нанесет таким кредиторам ущерб ради своих интересов в сфере политики, экономики и безопасности.
Иными словами, США могут воспользоваться возможностью долгового дефолта, чтобы угрожать другим странам. Таков страшный системный риск, заложенный в нынешней международной финансовой системе. Долговой кризис США порождает реальную дилемму для зарубежных кредиторов. Они должны либо идти на колоссальный и прямой финансовый риск, связанный с дефолтом в США, либо покупать дополнительные американские облигации, подвергая себя опасности.
В то же время, долговой кризис США стал предупредительным сигналом для Китая, являющегося крупнейшим иностранным держателем американских государственных облигаций. Китай должен прекратить накопление и без того огромных запасов иностранной валюты и с настороженностью относиться к тем угрозам для национальной безопасности и национальных финансов, которые таят в себе чрезмерные долларовые активы.
В эпоху после глобального финансового кризиса усиливается единодушие по поводу того, что международную систему валютного обмена за базе доллара необходимо как можно быстрее реформировать. Избавление от доллара не только служит интересам стран-кредиторов, но и обеспечивает стабильность и надежность мировой финансовой системы.
Ли Сяньян – директор Института азиатско-тихоокеанских исследований при Китайской академии общественных наук.