В следующем месяце Стивен Харпер снова отправится в Арктику, как он делает каждое лето с момента прихода на пост премьер-министра. Там он будет трубить о решимости своего консервативного правительства утверждать канадский суверенитет на крайнем севере, защищая его от всяческих пришельцев.
Мало что из его слов будет соответствовать действительности. Но это будет великолепный политический театр, а в нем-то и весь смысл.
Федеральное правительство проводит в Арктике двухвекторную политику шумной конфронтации и спокойного сотрудничества. Последний вектор это реальная политика, но большой пользы премьеру она не приносит.
Судя по опыту прошлых лет, Харпер будет фотографироваться, решительно вглядываясь в арктический горизонт, где предположительно притаились незваные гости из России. За ним будет развеваться флаг с кленовым листом, рядом проплывет катер береговой охраны, а по небу с грохотом промчатся боевые самолеты CF-18.
Это будет премьерский вклад в «Операцию Нанук» - крупнейшую на сегодняшний день демонстрацию канадской военной мощи, в которой примут участие более тысячи военнослужащих страны, развернутых в боевые порядки на Баффиновой земле и на острове Эллесмер.
Вряд ли это напугает русских, которые недавно объявили о свои планах развертывания на постоянной основе в Арктике двух полнокровных бригад, призванных обеспечивать российские притязания на северные широты. Не впечатлит это и американцев, которые отвергают канадские претензии на единоличный контроль над Северо-Западным проходом.
Как стало известно из телеграммы американского посольства в Оттаве, ставшей достоянием Wikileaks, Вашингтон смотрит на все это со снисходительной усмешкой, замечая, что хотя Харпер постоянно делает громкие заявления (Глубоководный арктический порт! Патрульные корабли с вооружением! Новый ледокол!), его правительство на практике деньги дает крайне редко.
Но если хвастливые заявления Харпера иностранцев не пугают, то по крайней мере, они производят впечатление на некоторых канадских избирателей. Вы могли заметить, что на последних выборах консерваторы взяли два из трех территориальных мандатов. Они также завоевали все, за исключением двух мест северных территорий в западных провинциях. Такая воинственность производит впечатление и южнее, среди избирателей, поддерживающих агрессивное обещание консерваторов дать решительный отпор американцам, русским и даже датчанам, коль будет такая нужда.
Но за кулисами консерваторы занимаются тем, что обычно лучше всего получается у Канады: они говорят на форумах. Канадские исследовательские команды завершат в этом году картографические работы по нанесению на карту морского дна в Арктике. Это часть многонациональных усилий, направленных на выяснение того, кто на что может претендовать на законных основаниях. А ООН в этом споре будет выступать в качестве судьи.
Восемь стран-членов Арктического совета, в который входит Канада, подписали в мае договор о сотрудничестве в проведении поисково-спасательных операций. Это соглашение важно само по себе, и оно является показателем того, что арктические государства предпочитают трепать языком, а не стрелять из пушек.
Канада и Соединенные Штаты ведут совместную работу по урегулированию пограничных вопросов в западной Арктике, а также участвуют в переговорах с датчанами по границам в восточной Арктике.
В другой опубликованной Wikileaks телеграмме говорится, что Харпер попросил руководство НАТО не беспокоиться по поводу усиления напряженности, потому что «у Канады хорошие рабочие отношения с Россией в вопросах Арктики».
Нельзя сказать, что громкие заявления и действия консерваторов это чистой воды игра на публику. Военные учения вполне реальны, и благодаря им канадские вооруженные силы обретают ценный опыт по ведению боевых действий в суровых условиях севера.
Тори также вкладывают средства в инфраструктуру северных территорий. Во время поездки Харпер обязательно повторит свое предвыборное и бюджетное обещание завершить строительство Демпстерского шоссе, связав Инувик и Тактояктук.
Все, кто ездил с премьер-министром, понимают, что он по-настоящему любит Север. Эти ежегодные набеги похожи на отпуск без отрыва от работы.
В целом, как часто бывает у правительства консерваторов, воинственной идеологической риторикой порой прикрывается вполне компетентный и сговорчивый реализм. Но этот реализм не столь зрелищен, как премьерские фотосессии, на которых Харпер воинственно инспектирует свой северный фронт.
Так что сохранятся оба вектора – публичный и конфиденциальный; и это видимо неплохо, пока все понимают, что происходит в действительности.