Итак, это действительно, правда, определенно так. Когда шаттл «Атлантис» прибыл к стояночным упорам в космическом центре Кеннеди в 5.56 утра 21 июля, тридцатилетняя программа космических шаттлов, наконец, подошла к своему официальному концу. Никаких больше разгораний перед окончательным запуском, никаких обратных отсчетов, никаких высокопарных слов о 135 миссиях, осуществленных на пяти разных кораблях.
Означает ли все это, что можно двигаться дальше, упаковав вещи и погасив свет? Ну, не совсем: не заморачиваясь по поводу вопроса, когда будет (если будет) новый американский корабль, способный выводить астронавтов в космос, у нас по-прежнему остаются небольшие дела на Международной космической станции (МКС), которую мы оставили на орбите. Это массивная структура - 357 футов (109 метров) длиной, размером с футбольное поле, плюс зоны защиты, плюс еще двенадцать ярдов. Ее объем - 12 705 кубических футов (360 кубометров), и ожидается, что она будет использоваться еще десятилетие. А, ну и конечно не будем забывать об экипаже МКС из шести человек, которые сейчас на борту и которые, вероятно, хотят в конечном итоге вернуться домой.
Поставили шаттлы на консервацию - прекрасно. Но это слегка напоминает ситуацию, как если бы Америка открыла орбитальную гостиницу, а потом выбросила маршрутки, на которых привозили и отвозили гостей. И в условиях, когда как минимум еще десять экипажей из трех человек выстроились в ожидании своей очереди побывать на МКС в течение ближайших нескольких лет, этих космических автобусов будет откровенно не хватать. Но есть и хорошая новость - имеется в наличии неограниченное количество российских космических кораблей «Союз», чтобы заполнить данный пробел. Если шаттлы были бизнес-классом, а старые «Аполлоны» - эконом классом, то «Союзы» слегка напоминают перелет с одного берега континента на другой, хорошенько спрятавшись в шасси, даже при том, что у этого шасси - безукоризненная история в плане безопасности, по крайней мере, в последнее время.
Первый «Союз» был запущен 23 апреля 1967 года и имел на борту космонавта Владимира Комарова. Миссия завершилась того же 23 апреля 1967 года, а вместе с ней, к сожалению, оборвалась и жизнь Комарова, после серии неисправностей, возникших на орбите, которые привели к аварийному возвращению. Спуск был сравнительно рутинным, но парашюты корабля так и не открылись, что превратило возвращение «Союза» в то, что инженеры называют «баллистическим спуском», возвращением на Землю, которое ничуть не менее опасно, чем оно звучит.
После этого дела пошли лучше, и за последние четыре десятка лет уже восемь разных поколений «Союзов» сделали эти аппараты настоящими «рабочими лошадками» для российских пилотируемых полетов в космос. Но безопасная поездка не означает комфортная поездка, и «Союзы» не тратят особо много денег на выкрутасы и ненужные украшения.
В космическом шаттле могут разместиться шесть астронавтов, и у него весьма обширное жилое пространство размером в 2 500 кубических футов (71,5 кубических метра). В «Союзе» летят три человека, а места там для них - 141 кубический фут (4 кубических метра). Ок, несправедливо сравнивать космический корабль многоразового использования с одноразовым аппаратом, но даже в старых «Аполлонах» было 210 кубофутов (6 квадратных метров) простора для людей. Астронавты, летящие на «Союзе», сидят с коленями, прижатыми к подбородку, и должны оставаться более или менее в таком положении в течение всего полета.
«Я не очень большой человек по размеру, поэтому могу приспособиться вполне неплохо», - говорит японский астронавт Коити Ваката (Koichi Wakata), который летал на «Союзе» на МКС уже разок, и полетит еще раз в 2014 году. «В какой-то момент мы забрались обратно в «Союз» и облетели вокруг космической станции, чтобы пристыковаться у другого стыковочного отсека. Это была приятная поездка, уютное место».
Последние обновления, внесенные в конструкцию «Союзов», сделали эти корабли чуть-чуть более комфортабельными, даже для людей больших габаритов, чем у Вакаты. Ограничение по весу и росту, в которое должны были укладываться космонавты, чтобы полететь, раньше было 6 футов и 187 фунтов (183 см и 85 кг). Изменения в конструкции позволили увеличить лимит до 6,3 фута и 209 фунтов (192 см и 95 кг).
Вне зависимости от габаритов ребят на борту, те члены команды, которые привыкли к гламуру шаттлов, скорее больше обратят внимание на возвращение, чем на полет туда. Орбитальный шаттл включил бы двигатель, замедлил скорость и вошел в атмосферу брюхом вниз, приземлившись на взлетно-посадочную полосу словно обычный самолет. Полет может быть грубым, но его участники будут сидеть прямо в ходе него.
С «Союзами» все проходит в более спортивном стиле. После того как космический корабль отстыковывается от МКС, командир запускает возвратные двигатели и затем отбрасывает стыковочный модуль, который присоединен к одному из концов кабины экипажа, а заодно и двигательный модуль, который соединен с другим концом кабины. Оставшаяся после этих манипуляции маленькая капсула ныряет в атмосферу, встречая первое сопротивление воздуха на высоте порядка 400 000 футов - или 75 миль. Она падает со скоростью в 492 мили в час до тех пор, пока не раскроются ее маленькие тормозные парашюты - примерно на высоте полета магистральных самолетов. Вскоре после этого раскрывается основной парашют, и наконец всего в трех футах от поверхности срабатывают три маленьких двигателя, чтобы слегка затормозить приземление. Это приземление, периодически, бывает ударом о землю, а не падением в океан. И еще мы забыли упомянуть, что бОльшую часть обратного полета космический корабль вращается для поддержания стабильности…
Итак, вы все еще хотите быть астронавтом, когда вырастете?
Факт в том, конечно же, что многие люди хотят, не говоря уж о тех ребятах, которые уже летали на шаттлах или на «Союзах» до того, и ждут-не дождутся, когда полетят еще. Не секрет, что программа пилотируемых космических полетов НАСА сейчас переживает сумбурные времена, у нее нет никаких определенных направлений в космосе, куда лететь, ни корабля, способного вывести нас даже на околоземную орбиту. НАСА сейчас строит новый корабль «Орион» - своего рода большой «Аполлон», в основном для работы в глубоком космосе, а частные компании, такие как SpaceX, основанная изобретателем PayPal Элоном Маском (Elon Musk), делают агрессивную заявку на бизнес по отправке космонавтов шаттлами на околоземные орбиты. Если эти корабли действительно начнут прибывать с конвейера на стартовые площадки, американские запуски могут снова стать рутинным событием - и даже комфортным. Но до тех пор это будут «горячие скачки» и тряские поездки.