Эпоха завершилась, и космические полеты теперь только для тех, кто готов выучить русский, переехать в Звездный городок, тренировочный центр близ Москвы, и втискиваться в тесную капсулу. Три десятилетия полетов шаттлов завершились на этой неделе на фоне смешанных чувств со стороны исторических мировых космических держав.
Комментаторы в США обеспокоенно и раздраженно говорят, что НАСА утратила ведущие позиции в исследованиях космоса, в то время как русские задаются вопросом, не загнала ли их страна себя в ловушку всех тягот доставки людей в космос при помощи старых технологий.
«Атлантис», последний работавший шаттл, приземлился перед рассветом в четверг. Когда его почистят и подготовят, убрав все лишнее, он займет место в постоянной экспозиции в космическом центре Кеннеди во Флориде.
Неподалеку, в отеле Cape Canaveral Radisson, НАСА на будущей неделе выступит коспонсором ярмарки вакансий для уволенных работников программы шаттлов, ибо теперь агентство намерено полагаться на частные компании в разработке космических кораблей, на которых будут летать астронавты.
Но эти полеты не начнутся по крайней мере до 2016 года.
До тех пор Роскосмос, российское космическое агентство, останется единственной организацией, способной отправлять людей в космос на регулярной основе. Единственный способ добраться до Международной космической станции - это будет поездка на борту «Союза», капсулы одноразового использования, разработанной еще в советское время.
Роскосмос отметил последнее приземление шаттла заявлением, опубликованным только на русскоязычной версии своего вебсайта во вторник. В нем нескромно говорилось, что «теперь начинается эпоха «Союзов» - эпоха надежности».
Канада тоже оказалась затронута. Шаттлы способствовали космической деятельности страны, ее роботы-манипуляторы стали буквально знаковыми, благодаря шаттлам же зародился и астронавтский корпус Канады. Канадскому космическому агентству (Canadian Space Agency - CSA) придется адаптироваться к новой реальности, к тому, что будет меньше пилотируемых полетов.
«В игре теперь осталась только Международная космическая станция (МКС)», - говорит Пьер Жан (Pierre Jean), директор по исследованиям космоса Канадского космического агентства.
Канадский астронавт Крис Хадфилд (Chris Hadfield) отправится на МКС на шесть месяцев в будущем году. Но следующий канадец не полетит по крайней мере до 2018 года.
В другом отношении деятельность Канадского космического агентства теперь будет сконцентрирована на продолжении получения опыта в конструировании роботов, которые могут быть успешно использованы в рамках будущих космических партнерств, в частности, в миссии на Марс.
Бывший глава CSA Андрю Эдди (Andrew Eddy), который сейчас возглавляет консалтинговую компанию Athena Global, говорит, что Канада должна воспользоваться этой возможностью, чтобы переориентироваться на менее разрекламированную деятельность, как-то например, спутники наблюдения за Землей, или поиск более изобретательного использования спутниковых данных, которые можно применять для чего-то вроде лесного кадастра или отслеживания имеющих тенденцию к распространению видов.
Канадское космическое агентство, говорит он, может даже задуматься о появлении своего собственного механизма запуска людей на орбиты, если сможет извлечь преимущества из последних технологических достижений. Но в условиях, когда Оттава затягивает пояса, ракета канадского производства не является приоритетом, заявил г-н Жан.
По крайней мере, канадцы собираются на космическую станцию согласно договоренности с НАСА, по которой у Канады есть 2,3% времени на МКС с обмен на 1,4 миллиарда долларов, потраченных страной на создание роботов-манипуляторов для станции.
А НАСА остается только смириться с растущими расценками на услуги «Союзов». В начале года Россия брала с американцев 27 миллионов долларов за каждое место на «Союзе», но эта сумма вырастет до 47 миллионов в будущем году и до 60 миллионов в 2015.
Официальные представители НАСА согласились с российским объяснением того, что рост ставок вызван инфляцией и необходимостью увеличить число капсул «Союз». Но бывший инженер НАСА Джеймс Оберг (James Oberg), специалист по российской космической программе, говорит, что это просто надувательство и манипулирование ценами.
«Меня беспокоит, что люди в НАСА не признают, что все козыри - на их стороне», - говорит он, имея в виду следующий рычаг: большая часть электроэнергии на МКС получается за счет контролируемых Америкой солнечных батарей.
Г-н Оберг без всякого терпения относится к тем американцам, которые сетуют, что их страна теперь превратилась в бедного родственника космического века. Но полагаться исключительно на «Союзы» - такой вариант нарушает кардинально важное правило, заключающееся в том, что космические полеты всегда могут сопровождаться неожиданностями. Поэтому полеты с Роскосмосом требуют бдительности.
Среди слабостей Роскосмоса - тенденция к излишней секретности, когда что-то идет не так, предупреждает он, в качестве примера он приводит способ, когда русские напускали туману после двух подряд миссий «Союза», приземлившихся мимо цели в 2007 и 2008 году.
В России есть ощущение, что шаттл, с частыми задержками старта, был ненадежен. «Операции на МКС должны простыми и управляемыми», - говорит Игорь Лисов, аналитик из «Новостей космонавтики».
На самом деле только «антиамерикански настроенные активисты» видят в конце эпохи шаттлов признак упадка, говорит он. Зато существуют опасения, что Роскосмос хронически недофинансируется и зажат в тиски технических проблем.
Нынешний босс Владимир Поповкин занял этот пост в апреле. Его предшественник был уволен премьер-министром Владимиром Путиным после того, как разбились три навигационных спутника из-за неправильного расчета необходимого количества топлива для ракеты, а до того военный спутник вышел на неправильную орбиту.
Рабочая сила, трудовой коллектив Роскосмоса также стареет, а ее опыт не получает достаточного замещения. «Зарплаты сравнительно маленькие в сравнении с коммерческим сектором и реалиями жизни в Москве. Есть некоторые талантливые молодые люди в космической программе, которых привлекает своего рода фанатизм, но их недостаточно», - сказал г-н Лисов.
Существуют опасения, что Россия слишком уж сильно полагается на «Союзы» как на рабочие лошадки, в то время как у американцев будет время перегруппировать силы и разработать новую технологию.
«На данный момент можно говорить о том, что «Союзы» хорошо обслуживали нужды российской космической программы», - говорит Слава Герович (Slava Gerovitch), родившийся в России историк освоения космического пространства из Массачусетского института технологий (Massachusetts Institute of Technology).
«Разработки и развития новых российских космических кораблей и ракет-носителей можно ожидать только в том случае, если в России будет принята новая амбициозная программа освоения космоса».