Программа Пентагона по поставке в срочном порядке 21 вертолета в Афганистан, чтобы они были готовы к летнему сезону боевых действий, была сорвана из-за соглашательской политики администрации Обамы в отношении России и из-за просчетов сухопутных войск в вопросах закупок на фоне обвинений в коррупции, о чем говорят действующие и бывшие руководители из оборонного ведомства и военные подрядчики.
В сентябре 2009 года в Афганистан было отправлено 4 вертолета Ми-17 российского производства двойного военно-гражданского назначения. Сделано это было в рамках контракта ВМС на основе тендера, и доставка была осуществлена в рекордные 45 дней.
Но восемь других вертолетов, окрашенных в цвета армейской авиации ВС Афганистана, застряли на складе в Словакии, потому что российское правительство в ноябре прошлого года заблокировало их отправку. Причина следующая: Москва потребовала от Пентагона, чтобы единственным подрядчиком на поставку этих вертолетов была государственная коммерческая фирма «Рособоронэкспорт».
Изменения в контракте привели к увеличению стоимости на десятки миллионов долларов, а также к задержке поставок, которые могут быть осуществлены не ранее конца текущего года, о чем говорят причастные к закупкам представители.
«Попытка набрать политические очки у русских стала важнее военных потребностей, и в результате мы имеем годичную задержку с доставкой вертолетов в Афганистан», - заявил Джон Янг (John J. Young), занимавший при президенте Джордже Буше должность заместителя министра обороны по вопросам закупок.
По словам Янга, его обнадеживает то, что председатель Объединенного комитета начальников штабов адмирал Майк Маллен (Mike Mullen) и нынешний заместитель министра обороны по вопросам закупок Эштон Картер (Ashton Carter) проверяют в настоящее время причины задержек.
«Я думаю, они хотят, чтобы эта техника была поставлена в вооруженные силы Афганистана, дабы афганские власти могли взять на себя больший объем задач по обеспечению безопасности страны», - сказал Янг.
21 дополнительный вертолет Ми-17 мог быть закуплен на законных основаниях частными компаниями напрямую у российского производителя, как и 36 других машин, приобретенных правительством США за последние несколько лет для Ирака и Пакистана через американских, российских и восточноевропейских посредников.
Причина, по которой в качестве посредников использовались частные компании, заключалась в том, что до недавнего времени американским фирмам было запрещено пользоваться услугами Рособоронэкспорта, так как в 2008 году США ввели против этого экспортера вооружений экономические санкции из-за поставок оружия Ирану и Китаю.
В мае администрация Обамы отменила санкции в рамках своей так называемой политики перезагрузки с Россией, открыв тем самым сделку по вертолетам для московской бюрократической волокиты и коррупции, о чем рассказывают представители ведомства по закупкам вооружений.
В отправленной в 2008 году тогдашним послом США в России Уильямом Бернсом (сейчас он ждет утверждения в должности заместителя госсекретаря) телеграмме говорилось, что Россия игнорирует почти все протесты США по поводу экспорта вооружений и использует поставки оружия в Иран, Сирию и другие государства-изгои для подрыва американских интересов.
«Россия придает большое значение объемам торговли оружием, тем дипломатическим возможностям, которые дает эта торговля, нечестным доходам, получаемым от продаж высокопоставленными коррумпированными чиновниками и тем инструментам нанесения ущерба американским интересам, которые обретает российское правительство», - написал Бернс в секретной телеграмме, обнародованной WikiLeaks.
Официальный представитель Пентагона полковник Дэйв Лапан (Dave Lapan) заявил, что Ми-17 это военные вертолеты, и что Москва «решила осуществить поставку этих вертолетов в Афганистан через Рособоронэкспорт».
«Решение российского правительства действительно вызвало задержку, потому что оно потребовало от нас запустить весь процесс заново, - сказал он. – Однако самой главной причиной задержек стало разбирательство с протестами по поводу заявок, часть из которых предшествовала по времени решению российского правительства».
Подрядчик ВМС компания Defense Technology Inc. из Хантсвилля, штат Алабама, подала на Пентагон в суд из-за контракта Рособоронэкспорта, по которому он является единственным поставщиком – и проиграла.
По словам президента компании Марка Янга (Mark Young), его уведомили в декабре месяце, что контракт Defense Technology на 21 вертолет Ми-17 отменен, и что отправка оставшихся восьми машин приостановлена, потому что все военные продажи должны осуществляться Рособоронэкспортом (Марк Янг не имеет отношения к бывшему чиновнику из администрации Буша Янгу).
Однако в письме, направленном Defense Technology ее партнером по сделке украинской государственной экспортной компанией «Укрспецэкспорт», говорится, что 21 вертолет можно было доставить в Афганистан на вполне законных основаниях к весне 2011 года, используя соглашение Украины с Россией о военном и гражданском сотрудничестве.
ВМС хвалили Defense Technology за ускоренную поставку четырех вертолетов, отправленных армейской авиации ВС Афганистана в 2009 году за рекордные 45 дней. Стоимость той сделки составила 43,4 миллиона долларов.
«Вертолеты были собраны за два дня и обеспечили остро необходимое в те дни тыловое снабжение по воздуху в ходе войны», - написал в докладе о деятельности подрядчика ВМС капитан 2 ранга Эсид Лохди (Asid Lohdi).
После этого Defense Technology Inc. выиграла еще один контракт ВМС на поставку 21 вертолета Ми-17. Первые шесть машин предполагалось отправить в течение 180 дней с момента его подписания.
Российская государственная компания вмешалась в этот процесс после того, как заместитель министра обороны по закупкам, технике и материально-техническому обеспечению Картер распорядился в январе 2010 года создать новое ведомство под названием Офис нестандартных винтокрылых летательных аппаратов (Non-Standard Rotary Wing Aircraft Office) и поставил во главе этого ведомства сухопутные войска в попытке объединить деятельность по закупке вертолетов и другой техники.
В ноябре 2010 года тогдашний посол США в России Джон Байерли (John Beyrle) написал в российское правительство письмо, в котором спросил, могут ли частные компании покупать Ми-17 для Афганистана напрямую у его производителя.
25 ноября 2010 года заместитель министра иностранных дел Сергей Рыбаков ответил, что Пентагон при закупке Ми-17 для Афганистана может пользоваться исключительно услугами Рособоронэкспорта. Об этом говорится в переводе письма Рыбакова на английский язык.
Контракт с Рособоронэкспортом на 21 вертолет был задержан из-за судебного иска Defense Technology Inc., но 26 мая его все же заключили, и первые поставки были запланированы на октябрь, сказал полковник Лапан.
Согласно оценке Марка Янга из Defense Technology Inc., стоимость каждого Ми-17 возросла с 15 до 19 миллионов долларов, а возможно и больше. Сроки поставки по контракту между сухопутными войсками и Рособоронэкспортом также сместились с лета на октябрь, а это значит, что в этот летний сезон боевых действий афганские войска использовать вертолеты не смогут.
По оценке Янга, новый контракт на 21 вертолет обойдется Пентагону на 46 миллионов долларов дороже, чем если бы машины закупались ВМС через частные компании.
Генеральный инспектор Пентагона также расследует некоторые факты деятельности сухопутных войск, связанные с закупками вертолетов, поскольку есть подозрения в нарушениях. Об этом сообщают действующие и бывшие руководители, знающие о проводимом расследовании.
Генеральный инспектор расследует вопрос о том, соблюдали ли представители сухопутных войск указания по закупкам в рамках контракта с Рособоронэкспортом как с единственным поставщиком. Кроме того, руководителей Офиса нестандартных винтокрылых летательных аппаратов допрашивают по обвинению в несоответствующей передаче контрактов компании из Алабамы.
Представитель генерального инспектора Пентагона от комментариев отказался.
Компания FTA проинформировала генерального инспектора, что сухопутные войска якобы неправильно расходуют средства в рамках контракта с российской фирмой из Санкт-Петербурга, занимающейся модернизацией Ми-17. Представитель компании заявил, что когда они предупредили Пентагон о нарушениях контракта со стороны русских, военное ведомство сказало им не обращать внимания на нарушения и продолжать выплаты.
В деле фигурирует сумма в 17 миллионов долларов неправомерных выплат, сказал этот представитель.
Еще одним показателем того, что соглашательская политика администрации Обамы в отношении России привела к проблемам с закупками вертолетов, стало предложение Чехии передать в Афганистан свои вертолеты Ми-17.