В течение последних двух десятилетий российская гимнастика представляла собой большую загадку. Было известно, что в сотне километров от Москвы, на берегу озера возвышается огромный спортивный комплекс, в котором проживали лучшие гимнастки. Они жили изолированно, как бы не замечая сначала распада Советского Союза, а затем трудного перехода к демократии. С другой стороны, может уж и не столь изолированной жизнью они жили. По мере того, как реформы набирали обороты, а деньги заканчивались, эта дисциплина теряла свою волшебную силу, а российская команда –неизменный фаворит мировых соревнований в течение последних 50 лет- сходила с высших ступеней спортивного пьедестала.
После Олимпиады в Барселоне 1992 года, когда она завоевала свое последние высокое звание в командном зачете, выступив под непонятным флагом СНГ, Россия, великая Россия свыклась со своей новой ролью: второразрядной спортивной державы. И вот теперь горстка гимнасток, почти еще девочек, сумела возродить славу советской спортивной школы, став лучшей командой мира. Сейчас, за год до летних Олимпийских Игр в Лондоне, они с оптимизмом смотрят в будущее, надеясь продолжить традиции олимпийской славы Турищевой, Корбут, Давыдовой, Шушуновой…
Немалая часть этой когорты, возглавляемой олимпийской чемпионкой Алией Мустафиной, невозмутимой, но при этом вселяющей некоторое беспокойство, сменила на пару недель подмосковные леса и свое привычное затворничество на солнечную, влажную, даже, наверное, душную (поскольку речь идет об июле) атмосферу Пальмы-де-Майорки. Российская команда состоит из двенадцати хрупких девушек-подростков (за исключением Набиевой и Мустафиной все скорее похожи на девочек) и 21 сопровождающих, в том числе тренеров, врачей, физиотерапевтов, хореографа (мужская команда тоже находится здесь, но о ней особый рассказ).
«Это не столь напряженные сборы как те, которые мы обычно проводим», признает Александр Александров, поистине легендарная личность в истории гимнастики, капитан последней советской команды, в течение более десяти лет проживающий в Техасе и приглашенный в качестве тренера с целью возрождения российской гимнастики. В это трудно поверить, потому что за три долгих часа, что длится тренировка, спортсменки не останавливаются ни на мгновение, а иногда на глазах у них наворачиваются слезы. Это скорее даже всхлипывания или недовольство навалившимися трудностями. Похоже, они не очень довольны своей работой. «Дело в том, что атмосфера здесь совсем иная», весело поясняет впоследствии тренер на странном английском языке. «В этой жаре им сложнее работать. Ничего не поделаешь».
Атмосфера здесь именно рабочая, никаких окриков и грубости, все пронизано духом дисциплины. Каждая гимнастка знает, что она должна делать и не отходит от снаряда до тех пор, пока не выполнит поставленную перед ней задачу. Некоторым, как например, прекрасной Белокобыльской на брусьях, не удается сразу выполнить упражнение; соответственно, им приходится провести больше времени у снаряда.
Но сейчас всего лишь 10 часов утра с небольшим, зал тренировочного центра города Пальмы напоминает раскаленную плиту. Гимнастки отрабатывают упражнения небольшими группами на всех снарядах.
Чуть раньше, в семь часов утра, они в течение часа делали зарядку на пляже, а затем завтракали в отеле. «Главное различие по сравнению с нами заключается в рабочей нагрузке», признает директор тренировочного центра Педро Мир (Pedro Mir), приложивший немало сил для развития гимнастики на Пальме-де-Майорке.
И все же самое удивительное – это наблюдать за тем, как Мустафина работает.
Чемпионка порвала крестообразные связки левого колена в апреле этого года на первом же выступлении в рамках чемпионата Европы по гимнастике. Ей сделали операцию в Германии и, хотя она старается показать всем, как усиленно бережет связки, тем не менее, уже выполняет некоторые элементы упражнений.
Тренер не рассчитывает на то, что она выступит на мировом чемпионате по гимнастике в Токио в октябре этого года: «Посмотрим, как она будет себя чувствовать после лета. Если хорошо, то, возможно, и примет участие. Но прежде всего надо думать об Олимпийских Играх, потому что травма у нее очень сложная. Он также все еще не знает, сможет ли участвовать в чемпионате Виктория Комова, 16-летнее дарование, не знавшая поражений среди юниоров. Именно эта гимнастка подает самые большие надежды в последние годы. «Может быть и сможет выступить на каком-нибудь снаряде». Из–за травмы лодыжки, которая сейчас крепко перевязана, ей также пришлось перенести хирургическую операцию до того, как дебютировать в высшем разряде.
Вблизи Комова выглядит еще более худощавой. Похоже, что она уже оправилась после травмы, поскольку выполняет двойной переворот с опорой на руки. Но при этом она всегда чем-то недовольна. Даже музыкальное сопровождение номера не способно вызвать ее улыбки. Здесь же чемпионка Европы Анна Дементьева, которая усовершенствовала свои выступления.
«Мы тренируемся не на пределе, но и каникулами это тоже назвать нельзя. Главное различие заключается в том, что у нас только одна тренировка в день, а после обеда мы свободны. Девчонки могут пойти по магазинам, на пляж или просто отдохнуть», подытоживает Александров. Все они загорелые, так что, скорей всего, им больше по душе пляж.