СТАТЬЯ БЫЛА ОПУБЛИКОВАНА 14 ИЮЛЯ 1941 ГОДА В ГАЗЕТЕ THE TIMES OF LONDON
Великобритания и Советская Россия подписали официальное соглашение, обязуясь оказывать друг другу всю необходимую помощь и поддержку в войне против нацистской Германии, а также обещая не вести без обоюдного согласия переговоров о перемирии [с Германией] или же о заключении мирного договора. В подписанном сейчас соглашении закреплены обязательства, которые ранее уже были предоставлены от имени Великобритании нашим премьер-министром и г-ном Иденом, обещавшими оказывать России максимальную поддержку во время войны. Но и это еще не всё. Каждая из договаривающихся сторон не прекратит своего участия в войне до тех пор, пока другая воюет. Тем самым оба государства признали необходимость заключить соглашение об условиях прекращения боевых действий и, следовательно, о совместной выработке мирных целей. Так как опыт последних двадцати лет совершенно ясно свидетельствует о том, что прочного урегулирования в Восточной и Юго-Восточной Европе нельзя достичь без участия России, то теперешнее соглашение с Россией будет должным образом и единогласно встречено теми, кто определяет судьбы нашей страны.
Нынешнее соглашение между обоими государствами подписывается в тот самый момент, когда германский Генеральный штаб после небольшого затишья, продиктованного необходимостью перегруппировки и укрепления немецких войск, сообщил о возобновлении натиска в сердце России. Немцы утверждают, что «Линия Сталина прорвана на всех ключевых направлениях», хотя до настоящего момента линия обороны русских лишь сдерживала натиск, но её нигде не удавалось прорвать. На таком огромном театре военных действий отступление само по себе ещё ни о чём не говорит; главное, чтобы русские войска не были разбиты, сохранили боевой порядок, и чтобы они, избегая столкновений с наиболее подготовленными силами противника, наносили удары по его уязвимым местам, стойко сдерживая натиск на всех направлениях. До недавнего времени подобная тактика оказывалась в высшей степени успешной. Какие бы заявления немцы вчера ни делали, у нас все равно нет причин полагать, что сопротивление России сломлено. Судя по тем боевым действиям, которые мы наблюдали в течение последних трех недель, советскому режиму, помимо прочих достижений, удалось сохранить полное единство русского народа и укрепить его решимость, дабы защитить свою страну. Русский солдат сражается с той же выносливостью, с какой он воевал и двадцать пять лет назад, но сейчас он демонстрирует более высокий уровень подготовки и инициативы, применяя более современное оружие и воюя со знанием дела.
Для современной России характерна сила и сплоченность, отличающие её от той России, против которой воевали немецкие легионы всего каких-то двадцать пять лет назад. Внутри советского лагеря мы не видим никаких признаков нерешительности или разногласий. В остальном же ситуация, созданная Гитлером, поразительно схожа с той, что была в 1916 году. Напав на Россию, Гитлер еще раз открыл войну на два фронта – такая война снилась Бисмарку лишь в страшном сне и, в конечном счете, всегда была роковой для немецкого войска. Сейчас задача Великобритании заключается не только в том, чтобы оказывать материальную помощь России, но и в том, чтобы на благо российских и наших собственных интересов полностью воспользоваться распылением германских сил. В настоящее время на Западе против германской обороны обрушилась вся мощь королевских ВВС. К тому же, ситуация на Ближнем Востоке сейчас быстро меняется в лучшую сторону. Необходимо скоординировать действия, дабы помешать Гитлеру и не дать ему разбить своих врагов поодиночке сначала на одном фронте, потом на другом.
Гитлер развязал войну на два фронта не только по военным, но и по идеологическим соображениям. Конечно же, в основе радикального изменения нацистской политики, произошедшего в августе 1939 года, лежали милитаристские устремления. Однако в ходе столь крутого поворота нацистские пропагандисты заимствовали давно проверенное оружие у марксистов, направив радиопропаганду против нашей страны и против других государств, критикуя плутократию и демократию, капитализм и свободную конкуренцию, классовое общество и его недостатки – на протяжении нескольких прошедших месяцев мы слышали, как грубый акцент вещал нам обо всём этом по радио из Бремена. Во всей этой пропаганде мало чего-то нового; мы даже наблюдаем здесь странное сходство с былой риторикой Третьего интернационала в лучшие его дни. Непонятно (если Геббельсу вообще знакомо понятие логичности), каким образом можно объединить эту риторику с возобновлением крестового похода против марксизма-большевизма. Следовать столь противоречивой политике и оставаться искренним – вот задача, решить которую, начиная с настоящего момента, будет не под силу даже изобретательности Гитлера. В нашей стране после нападения на Россию крошечное меньшинство коммунистов-диссидентов сплотилось на борьбу за национальные интересы. В других странах по понятным причинам вообще никто не уверовал в Гитлера как защитника сложившегося социального порядка. Новое англо-русское соглашение предоставляет широкие возможности для координации действий против общего врага. У Советской России есть признанный талант политической борьбы, и здесь наши властные структуры могли бы многому поучиться.
Вполне понятно, что заключение [англо-русского] соглашения придало бы новый импульс и переговорам, проходящим сейчас в Лондоне между советским послом и представителями Польши. Географическое положение Польши и её трагическая история учат, что безопасность этой страны всегда будет под угрозой, если Польша будет вести политику, которая бы раздувала вражду одновременно против Германии и России. Если Польша не хочет стать зависимой от Германии (а мы уже воочию убедились, к чему это может привести), то для Польши необходимо тесное сотрудничество и союз с Россией – и это имеет для Польши гораздо более важное значение, чем вопросы о территориальных претензиях. С другой стороны, если российская безопасность будет полностью обеспечена, то Россия могла бы продемонстрировать свое великодушие. Безопасность России может быть обеспечена наиболее эффективно с помощью налаживания искреннего и прочного взаимодействия с Польшей в области стратегического сотрудничества и международных отношений. Именно поэтому с заключением такого соглашения больше медлить нельзя.