Когда в 1997 году Израиль объявил 9 мая официальным днем памяти, это могло показаться некоторым людям в стране довольно странным. «День победы», как известно, ежегодно отмечается в России, а также в некоторых других республиках бывшего Советского Союза, и при этом вспоминают павших во время Великой Отечественной войны, в результате которой была побеждена национал-социалистическая Германия. Но это поражение произошло в 1945 году, за три года до образования самого государства Израиль. Тем не менее, официально в 1997 года там празднуется военная победа, в которой это государство не принимало участия.
Однако тогдашнего и нынешнего израильского премьер-министра Биньямина Нетаньяху это, судя по всему, не беспокоит. Введение дня памяти, осуществленное в то время его правительством, обосновывалось культурой воспоминаний многочисленных еврейских ветеранов Красной Армии, переселившихся в 90-е годы в Израиль. Прежде израильские правые насмехались на этим, называя день памяти сталинской церемонией, и израильские коммунисты отмечали его по большей части тайно, однако теперь под знаком патриотизма он стал общепринятым в Израиле. При этом были сделаны ссылки на недостаточное почтение к огромным жертвам, которые, согласно нескольким появившимся в то время новым исследованиям, были принесены в ходе военного разгрома «третьего рейха» несколькими тысячами евреев - солдат Красной Армии.
Партия Нетаньяху получила в результате не только определенное количество голосов российских иммигрантов. Инициатива по созданию мемориала придала также новый акцент преобладающему до того времени израильскому историческому видению Холокоста. С тех пор здесь постоянно подчеркивают, что не только небольшое количество участников сопротивления в еврейских гетто восстали против национал-социалистов, но и целые батальоны еврейских бойцов, рискуя жизнью, добились победы над Гитлером. При этом был сделан новый толчок прославлению еврейского героизма, от которого в связи с традиционными представлениями о шоа в 80-е годы предпочитали дистанцироваться.
Учитывая самосознание такого милитаризированного общества как израильское, представлялось логичным, что как раз израильская армия способствовала введению чествования еврейских солдат, участвовавших во Второй мировой войне. Так, например, уже несколько лет экспозиция в музейно-образовательном комплексе танковых войск «Яд ле-Ширион» (Yad Lashiryon) в Латруне напоминает в вкладе еврейских солдат в борьбу против «третьего рейха».
Эта скромная экспозиция теперь будет расширена и превращена в самостоятельный музей комплекса «Яд ле-Ширион». Опубликованное несколько дней назад решение израильского правительства предусматривает строительство музея, которое должно быть закончено через три с половиной года и на которое уже выделено шесть миллионов евро. Выбранное для музея место внутри подчеркнуто военно-педагогического мемориала, который ежегодно посещают многочисленные группы солдат, школьников, а с недавнего времени еще и чиновников из системы государственного управления, отвечает намерениям правительства Нетаньяху в области народного образования. Оно хочет пробудить в израильтянах новый патриотизм, частью которого, судя по всему, должен быть измененный взгляд на соотношение холокоста и еврейского героизма. На посвященном этому вопросу заседании кабинета Нетаньяху так прокомментировал предлагаемый музейный проект: «Нашему народу в то время грозила опасность быть уничтоженным. Но он сумел мобилизовать свои силы, он был готов, пожертвовать собой, и его жертвы были огромны. Мы будем помнить об этих людях и установим им памятник. Их жертвы сделали возможным то, что мы сегодня здесь живем».
Премьер-министр Израиля подчеркнул, что проектируемый «Музей памяти еврейских воинов, участвовавших во Второй мировой войне», с его точки зрения, имеет такое же большое национальное значение, как и запланированный памятник в приморском городе Нетания, который будет напоминать о победе Красной Армии над «третьим рейхом». Сооружение этого памятника Нетаньяху в 2009 году пообещал лично российскому премьер-министру Владимиру Путину и первоначально хотел даже разместить его в Иерусалиме.
Мэр города Нетания Мирьям Файерберг (Miriam Feierberg) смогла убедить его перенести этот памятник в ее город, где проживает большое количество русских иммигрантов. Победу в конкурсе несколько месяцев назад одержал совместный проект трех российских скульпторов – Салавата Щербакова, Василия Перфильева и Михаила Народицкого. В соответствии с этим проектом, мемориал будет состоять из похожего на лабиринт комплекса зданий, и его экспозиция будет знакомить посетителей с центральными событиями еврейской истории (от исходы из Египта до холокоста). Проход по экспозиции заканчивается на большой, круглой и расположенной в непосредственной близости от пляжа площади, центральное место на которой занимает скульптурная композиция, представляющая собой 13-метровую пару белоснежных голубиных крыльев. Мэр города позаботилась о том, чтобы этот памятник был поставлен напротив городского музея, посвященного памяти павших израильтян.
Таким образом – как и в военном музее «Яд ле-Ширион» – будет обеспечена символическая связь между еврейской и израильской героической историей. У израильских защитников памятников этот проект вызывает интерес уже потому, что на израильском мемориальном ландшафте нет памятников победы. В соответствии с существующей в стране культурой памятников, они возводятся как напоминание о жертвах войны, но до сих пор в традиции не было празднования победы. Архитектор и член жюри Саадия Мендель (Seadia Mendel) в интервью правой газете Maariv заметил, что это обстоятельство беспокоило и основателя государства Израиль Давида Бен-Гуриона. Он мечтал о монументальном памятнике, в котором прославлялась бы победа Давида на Голиафом и который можно было бы установить в библейской долине Эла недалеко от Иерусалима. Однако из этого ничего не получилось.