Москва - Американский Госдепартамент тихо и спокойно поместил российских чиновников, имеющих отношение к смерти юриста Сергея Магнитского, в визовый «черный список», а Москва угрожает сократить или вообще свернуть сотрудничество по Ирану, Северной Корее, Ливии и транзиту грузов для Афганистана, если сенат одобрит пакет мер, включающих еще более жесткие санкции за нарушения в области прав человека.
Российское правительство было еще более разъярено серией международных выговоров, которые она получила в связи с делом 37-летнего юриста, который умер мучительной смертью в предварительном заключении. Она (Москва) жалуется на то, что другие страны вмешиваются в ее внутренние дела.
Европейский парламент, Канада и Нидерланды идут в направлении введения своих собственных визовых запретов для фигурантов списка из шестидесяти русских, имеющих отношение к делу. Соединенные Штаты, однако, стали первой страной, которая ввела в действие активный «черный список» для русских, хотя высокопоставленные американские чиновники говорят, что в нем меньше, чем шестьдесят фамилий.
В своих комментариях по поводу сенатского законопроекта на прошлой неделе администрации Обамы упомянула об угрозе возмездия, а также, впервые, о своем визовом «черном списке». «Госсекретарь Хиллари Родэм Клинтон (Hillary Rodham Clinton) предприняла шаги для введения запрета в отношении конкретных лиц, связанных с неправомерной гибелью Сергея Магнитского, на поездки в Соединенные Штаты», - было сказано в документе.
«Высокопоставленные российские правительственные чиновники предупредили нас, что они предпримут ассиметричный ответ, если этот закон сената будет принят», - говорится в документе. «Их аргумент заключается в том, что мы не можем ожидать от них, что они будут нашим партнером в поддержке санкций против таких стран как Иран, Северная Корея и Ливия, и при этом одновременно вводить в их (российских чиновников) отношении санкции. Российские официальные лица заявили, что другие сферы двустороннего сотрудничества, включая транзит в Афганистан, также могут оказаться под угрозой, если данный закон пройдет».
Российское Министерство иностранных дел заявило в понедельник, что оно ответит на вопросы по данному делу, но, возможно, не ранее чем в конце недели.
Несмотря на возможные угрозы тому, что администрация Обамы называет «перезагрузкой» в российско-американских отношениях и на последствия для американских интересов, сторонники предложения сената, которое и вызвало угрозы возмездия, говорят, что это нужно сделать.
«Перезагрузка принесла улучшение в отношениях», - говорит Дэвид Крэмер (David Kramer), исполнительный директор правозащитной организации Freedom House и бывший чиновник Госдепартамента. «Но в конечном счете мы по-прежнему имеем дело все с той же самой Россией, которая демонстрирует полное неуважение к правам человека, никакой ответственности и никакого уважения к верховенству закона».
Политика перезагрузки способна только на это, и Соединенные Штаты, которые говорят о правах человека на Ближнем Востоке, не могут идти другим путем в отношении России, сказал он.
Магнитский работал на американскую юридическую фирму в Москве и консультировал Hermitage Capital, крупную западную инвестиционную компанию, возглавляемую Уильямом Браудером (William Browder), когда он обвинил полицейских и налоговых чиновников в налоговом мошенничестве на 230 миллионов долларов. Он был быстро арестован и сам обвинен в преступлении.
Почти год спустя, в ноябре 2009 года, он умер в тюрьме после того, как получал неоднократные отказы в квалифицированной медицинской помощи в связи с очевидным панкреатитом, также, вероятно, его жестоко избивали в его финальные часы жизни. Те, кто был связан с этим делом, получили продвижение по службе и общественную благодарность, и все было хорошо вплоть до последнего месяца, когда власти объявили, что два мелких тюремных врача будут подвергнуты судебному преследованию за небрежность в деле Магнитского.
В мае сенаторы Бенджамин Кардин (Benjamin L. Cardin), демократ от штата Мэриленд, и Джон Маккейн (John McCain), республиканец от Аризоны, представили Закон об ответственности за верховенство закона в деле Сергея Магнитского (Sergei Magnitsky Rule of Law Accountability Act), в котором были перечислены имена и фамилии чиновников, причастных к данному делу. Хотя он и назван в честь Магнитского, он будет иметь отношение и к другим действиям чрезвычайного характера, как в будущем, так и в прошлом, таким как, например, нераскрытое дело об убийстве журналистки Анны Политковской. По этому закону будут замораживаться активы и вводиться запреты на выдачу виз. Сторонник закона предположили, что Россия разрешила транспортировку грузов через свою территорию в Афганистан и поддерживает американскую политику, исходя из интересов своей страны, а не из альтруизма.
«Им не нужно ни о чем волноваться, если они не убивали журналистов или юристов», - сказал Крэмер. Список чиновников сенатора Кардина, связанных с делом Магнитского, включает судей, агентов Федеральной службы безопасности, полицейских офицеров высокого и среднего уровня, тюремных начальников и врачей, следователей и налоговых аудиторов и инспекторов.
Комментарии администрации Обамы по законопроекту вызвали вопросы по поводу замораживания активов и расширения визовых ограничений, связанных с делом Магнитского, авторы которых ссылаются на трудности в реализации данного действия. Американские чиновники говорят, что у них уже есть полномочия внесения лиц в «черный список», и им нужно быть очень внимательными, решая, что имеются соответствующие свидетельства для действий против лиц, которые не были обвинены в преступлениях.
Российская Государственная Дума, нижняя палата парламента, уже обсуждает законопроект, объектом которого станут американские чиновники, в их отношении будут введены аналогичные санкции, и связаны они будут с экстрадицией российских граждан из третьих стран. «Если они сравнивают Сергея Магнитского с Виктором Бутом (российским торговцем оружием, которого обвиняют в нарушении американских законов и держат сейчас в тюрьме в Нью-Йорке), нам практически не о чем говорить», - заявил Крэмер.