И пусть это звучит невероятно, Соединенные Штаты впервые в истории страны от банкротства отделяют несколько дней. И хотя политики обеих сторон выносят предложения, как предотвратить катастрофу, дни и часы проходят безрезультатно. Если еще недавно среди бывалых политиков, журналистов и инвесторов преобладала немного надменная точка зрения, что все это просто политический театр, то с приближением судьбоносной даты светские улыбки начинают сходить с лиц участников.
По данным Министерства финансов, второго августа 2011 года у властей закончатся последние деньги, и администрация уже больше не сможет брать в долг. Это означает, что со дня на день ей будет не хватать примерно четверти денег, необходимых для финансирования функционирования государства. По мнению американских властей и большинства экспертов, вероятным последствием станет рецессия, невыплата внешнего долга, снижение рейтинга США и перенос кризиса, примерно как в 2008 году, в остальные части мира.
И причина всего это не то, что американцам больше никто не хочет давать в долг. Как раз наоборот: Соединенные Штаты по-прежнему для инвесторов остаются самым желанным должником и могут на финансовых рынках брать средства в долг относительно дешево. Проблема – это так называемый потолок долга, который конгрессмены одобряют с 1917 года и который устанавливает, по сути, любую абсолютную сумму, размера которой может достичь государственный долг США.
Если президент и правительство не превышают лимит, они могут брать в долг, как хотят (раньше Конгресс должен был одобрять каждый отдельный кредит). Но если они упираются в потолок, они должны бежать к законодателям и просить о его повышении. С 1917 года это случалось уже более ста раз, за последние три года верхняя граница менялась из-за финансового кризиса и последующей рецессии 16 раз. Но в 17-й раз конгрессмены воспротивились. И хотя правительство просит о повышении еще с весны, все попытки конгрессменов договориться пока ни к чему не привели. Когда писался этот текст, Америке до финансового коллапса оставалось 10 дней.
Домино
Комментатор тенниса эту ситуацию, скорее всего, назвал бы «не вынужденной ошибкой». Долг Соединенных Штатов ползет к астрономическим высотам (в настоящий момент он приближается к 100% американского ВВП) и, безусловно, представляет огромную проблему, которую американцы должны решать, если со временем они не хотят оказаться в той же ситуации, что и Греция.
Но с повышением разрешенной границы это непосредственно не связано. Расходы и доходы правительства определяет государственный бюджет, который одобряется в другое время и вполне независимо. Повышение потолка долга делает возможными заимствования только на те расходы, которые уже одобрены, оно не открывает Белому дому дверь к новому, неконтролируемому росту расходов. Это, скорее, некий указатель на дороге, который обращает внимание на то, куда зашли заимствования страны. Обычно это хорошая возможность для дискуссии, что дальше, и для корректировки курса. И предыдущие изменения потолка долга не обошлись без пламенных речей, переговоров и компромиссов. Но если потолок в итоге не будет изменен, из дорожного указателя он превратится в стену. Не одобрить повышение потолка долга – это примерно то же самое, что сообщить водителю полностью нагруженной и движущейся фуры, что до конца асфальта остаются последние 500 метров.
По крайней мере, так последствия этой ситуации описывает американский политический истеблишмент. Американский дефицит слишком велик для того, чтобы его можно было просто так зачеркнуть. Если правительство вдруг потеряет возможность брать в долг на финансовых рынках, только в августе ему будет не хватать 134 миллиарда долларов. Министр финансов Тимоти Гайтнер еще весной в письме конгрессменам предупреждал, что последует «целый ряд ограниченных или отложенных платежей государства, включая выплаты солдатам, пособия по безработице, пенсии, платежи за медобслуживание граждан пожилого возраста, налоговые доплат и выплаты по кредитам».
В принципе американцам грозит качающийся дом последствий, собранный из домино. Часть обязательств правительства – выплата уже существующего долга и процентов по нему. Если Соединенные Штаты хотят выполнять свои обязательства, как они делали до сих пор, они должны сократить свои расходы внутри страны почти вдвое. Часть государственных расходов, например, на охрану границ, начатые военные операции за границей, контроль воздушного пространства, при этом существенно ограничить невозможно, так что среднее течение экономистов считает, что провести существенное сокращение трат просто невозможно. А это означает перестать выплачивать государственный долг, иными словами, объявить о банкротстве. Последствия банкротства сложно представить. Точно бы последовали снижение рейтинга, повышение процентов по кредитам и паника на финансовых рынках.
И все это бы коснулось всего мира. Например, у европейских банков есть американские долговые обязательства стоимостью примерно 500 миллиардов долларов. Если из-за банкротства вдруг упадет рейтинг американского долга (который пока считается непроблемным), банки по закону должны будут сразу же увеличить свои резервы в ситуации, когда сама Европа стоит перед крахом. Восемь европейских банков недавно не прошли проверочные тесты, еще 16 банков прошли их с большим трудом, причем в этих тестах последствия банкротства США не учитывались вообще.
Что означает возможная паника на рынках и последующая дальнейшая рецессия в США, думаю, читатель может представить сам. Министерство финансов США в письме Конгрессу пишет, что «неспособность выплачивать долг вызвала бы финансовый кризис, который потенциально был бы серьезнее того, после которого мы только начинаем поправляться».
Что я знаю?
Почему тогда в Соединенных Штатах потолок не поднимут? Представители республиканцев и демократов постоянно успокаивают финансовые рынки и обычных граждан, что банкротства они не допустят и в итоге найдут какое-то решение. Только дни идут, и ничего не вырисовывается.
Простое повышение потолка без более широкой договоренности о постепенном снижении дефицита республиканцы не допускают, такого мнения придерживается и большая часть общественности. Но потом приходит черед традиционного противоречия, как этого добиться: для демократов неприемлемо сокращение финансирования в программах здравоохранения и пенсий, а правые против повышения налогов.
И при этом ни одной из сторон не надо больше, чем другой, решать спор без какого-то компромисса. А ждать следующих выборов просто нельзя.
Прийти к договоренности ни один месяц пытался президент Обама и глава республиканцев в Палате представителей Джон Бейнер (John Boehner). Их частично закрытые переговоры были направлены на достижение существенного компромисса в виде плана по снижению дефицита на четыре триллиона долларов в ближайшие десять лет путем сокращений расходов и повышения налогов в соотношении примерно три к одному. Все шло обнадеживающе, но потом в начале июля Бейнер прекратил переговоры по причине того, что компромисс в парламенте все равно не получил бы достаточное число голосов.
И вот мы подошли к сути проблемы. Американцы разделены до такой степени, что для части республиканцев любой компромисс означает поражение. Самого Бейнера считают консерватором старой закалки, который уже потерял связь с реальностью. На дух партии влияет движение Tea Party, призывающее вернуться к стилю правления 18-го века, отдельные конгрессмены во время кампании добиваются его расположения, например, подписав присягу, что они никогда не будут голосовать за повышение налогов. На страницах организации Americans for Tax Reform, которая эту присягу организует, это обещание называется «священным». В такой ситуации о договоренности не может быть и речи, единственным решением была бы полная капитуляция демократов.
Часть республиканцев к тому же не считают, что вообще есть какая-то проблема. Все происходящее представляется как практически конспирация правительства, кандидат в президенты от республиканцев Мишель Бахман (Michele Bachmann), она конкурирует с Миттом Ромни (Mitt Romney), убеждает своих избирателей, что никакое банкротство вообще не грозит и что правительство просто вычеркнет излишние расходы.
Общественность только теперь начинает осознавать всю важность очень сложной проблемы (до сих пор решаемой рутинным способом). Еще в апреле только 16% американцев считали, что необходимо поднять потолок госдолга, а 38% не имели никакого мнения на этот счет. Среди сторонников Tea Party и сегодня лишь 19% респондентов государственного банкротства боятся больше, чем изменения потолка долга.
Потеря невинности
Последние надежды в конце прошлой недели были связаны с новыми попытками прийти к компромиссу. Сначала появилось предложение группы смелых и влиятельных сенаторов обеих партий, которые, несмотря на нежелание своих коллег, обрисовали решение, похожее на безуспешный договор Джона Бейнера и Барака Обамы. Опять речь шла о сочетании принципиальных сокращений расходов и основательной налоговой реформы, которая увеличила бы налоговые поступления. План сначала поддержал президент, но в увеличивающемся хаосе потом появились сообщения, что он сам готовит еще одну попытку прийти к совместному решению с Джоном Бейнером. По последней информации в прессе, новое предложение должно содержать принципиальное сокращение расходов в размере 3 триллионов, которое в конце 2012 года (то есть после деликатных президентских выборов) дополнила бы налоговая реформа, которая должна была бы сократить дефицит еще на триллион. Мгновенная реакция демократов на сокращения, которые сопровождает только обещанное, но не обязательное повышение налогов, была отрицательной, и все пошло по кругу. Соединенные штаты в кризисные моменты всегда были надежной страной. Но все когда-то бывает впервые.