Как я предсказывал в прошлом декабре и еще раз обсуждал совсем недавно, после того, как республиканка Илеана Рос-Лехтинен (Ileana Ros-Lehtinen), конгрессмен от Флориды, возглавила в Палате представителей Комитет по международным отношениям в Конгрессе возник антироссийский уголок, причем весьма шумный. 7 июля Рос-Лехтинен председательствовала на слушаниях под интригующим названием «Не пора ли приостановить перезагрузку?: О защите интересов США перед лицом российской агрессии» («Time to Pause the Reset?: Defending U.S. Interests in the Face of Russian Aggression»). Вступительная речь главы комитета Конгресса предоставляет нам прекрасную возможность оценить ее компетентность в вопросах внешней политики.
Главная мысль выступления Рос-Лехтинен заключается в том, что в результате политики перезагрузки отношений с Россией администрация Обамы сделала ряд ненужных уступок Москве. В число этих уступок Рос-Лехтинен включает соглашение о сотрудничестве в сфере «мирного атома» («откровенный и несомненный подарок») и поддержку Америкой российской заявки на вступление в ВТО. И что же США получили в ответ? Ничего, считает бдительная председатель комитета. В частности, «позиция России по Ирану фактически не изменилась», утверждает Рос-Лехтинен, которая, видимо, предпочла забыть о том, что Россия отказалась продавать Тегерану зенитные системы С-300 и прочее вооружение. Кроме того, она также обвиняет Россию в том, что та «пытается помешать попыткам США создать систему противоракетной обороны». Помешать? В последний раз, когда я интересовался этим вопросом, между двумя странами шли переговоры о сотрудничестве по ПРО.
Впрочем, даже в своем русофобском ослеплении, Рос-Лехтинен, вероятно, чувствует, что разногласия по конкретным политическим вопросам нельзя автоматически счесть проявлениями российской агрессии. Поэтому она сочла необходимым привести несколько примеров агрессивного поведения. Ее выбор трудно назвать оригинальным. Речь идет об обычном списке: газовые споры с Украиной и война 2008 года с Грузией. Даже не буду затрагивать предполагаемую неспособность Рос-Лехтинен оценить сложность событий, о которых она говорит. Главное, что меня удивляет – это ее «либеральное» отношение ко времени: большая часть упомянутых ей событий происходила до того, как Обама стал президентом и тем более до того, как весной 2009 года он объявил политику перезагрузки.
Как будто чувствуя, что ее массив доказательств страдает от анорексии, Рос-Лехтинен добавила:
«Россия выступает против интересов США еще во множестве других областей, однако их список слишком длинен, чтобы его сейчас приводить».
Прекрасно! Представьте себе прокурора, который обращается к присяжным:
«На виновность подсудимого указывает еще множество других фактов, однако их список слишком длинен, чтобы его сейчас приводить».
Разумеется, Рос-Лехтинен не могла обойти молчанием и «нарушения прав человека российским правительством». На эту тему она сделала следующее выдающееся заявление:
«В очередной раз пытаясь помешать демократической оппозиции участвовать в предстоящих парламентских выборах, Кремль запретил одному из ведущих российских демократических лидеров Борису Немцову, с которым я встречалась в прошлом году, покидать Россию после того как он вернется из поездки во Францию, в которой он сейчас находится».
Кто-нибудь может мне объяснить простым языком, что Рос-Лехтинен хотела этим сказать? Как право Немцова выезжать за рубеж связано с предстоящими в декабре выборами в Думу? Неужели она имела в виду, что Немцов должен покинуть Россию, чтобы принять участие в выборах? (Интересно, есть ли у Рос-Лехтинен помощник, который мог бы вычитывать ее речи перед тем, как она будет их публично произносить?)
Как сторонник перезагрузки я должен радоваться тому, что ее противникам, видимо, нечего сказать. Однако как американский налогоплательщик я глубоко обеспокоен неспособностью председателя комитета Конгресса написать две страницы внятного – не обязательно гениального – текста. Естественно, я понимаю, что Комитет Палаты представителей по международным отношениям – не то место, в котором определяется и проводится в жизнь внешняя политика США. И все же эта демонстрация полнейшей профессиональной некомпетентности ставит под сомнение сам принцип старшинства, согласно которому члены Конгресса, включая Рос-Лехтинен, получают председательство в комитетах Палаты представителей. Не пора ли заменить эту систему на что-нибудь более меритократическое?