Госфильмофонд Российской Федерации объявил конкурс на три сценария. Среди них – на картину под названием «Гибель красноармейцев в польском плену в 1919-1922 гг.», две другие должны повествовать о победе над Наполеоном в 1812 (через год будет круглая годовщина) и о республике Мордовия. Награда за лучшую работу в каждой категории составит 100 тысяч рублей, а по сценариям будут сняты фильмы.
Конкурс должен был завершиться 26 мая, но этого не произошло из-за, как сообщают организаторы, «большого числа присланных работ». Представитель Госфильмофонда Степан Бордачев не смог сказать Rzeczpospolita, когда жюри вынесет свой вердикт. Он лишь пояснил, что сейчас его члены находятся в отпуске.
Согласно положениям конкурса, историческую достоверность сценариев должен оценить историк Иван Бородачев. Об этом человеке ни разу не слышал выдающийся российский специалист по теме военнопленных профессор Геннадий Матвеев, неизвестно это имя и другим российским историкам, с которыми нам удалось связаться.
В польских лагерях для военнопленных в 1919-1922 годах находились 80-85 тысяч россиян. По польским данным, 16-17 тысяч из них умерли, по данным же некоторых российских историков эта цифра может быть на 10 тысяч больше. Россияне умирали в основном вследствие свирепствовавшей во всей стране эпидемии тифа. Бывали, однако, и случаи издевательств над пленными, за такие действия перед польским судом предстал комендант лагеря в Стшалково.
Весной российский государственный телеканал показал короткий материал о военнопленных 1920 года, ситуация в котором была представлена односторонне. В нем говорилось о страданиях пленных, но не придавалось значения факту, что эпидемия свирепствовала во всей Польше, не говоря уже о том, что случаи садистского обращения карались польскими судами.
«Эта тема время от времени поднимается, так что какой-нибудь добросовестно сделанный документальный фильм был бы действительно нужен. Вопрос только, будет ли сценарий-победитель сделан добросовестно? Будет ли он опираться на факты или же он призван поддержать пропагандистскую версию дела военнопленных, т.н. "анти-Катынь"? Я опасаюсь, что, к сожалению, речь с большей вероятностью идет об "анти-Катыни"», - сказал Rzeczpospolita Александр Гурьянов - руководитель польской программы общества «Мемориал», занимающегося исследованием сталинских преступлений.
«Это несомненный политический заказ», - полагает историк «Мемориала» Никита Петров. «Речь идет о том, чтобы простой россиянин "правильным" образом воспринимал проникающую в его сознание информацию о катынском преступлении. Этот посыл должен звучать так: "Сталин был, конечно, плохим. Но он не был исключением. Он убивал поляков, но и поляки убивали наших… Все были плохими, все совершали ошибки и даже преступления"», - полагает Петров.
«Всякий раз, когда в последнее время возвращается тема Катыни, с российской стороны всплывает эта недавно созданная искусственная проблема. Это недостойно, здесь не о чем даже дискутировать», - считает режиссер и член польско-российской Группы по сложным вопросам Кшиштоф Занусси (Krzysztof Zanussi).
Комментарий профессора Ягеллонского университета историка Анджея Новака (Andrzej Nowak): «Ложь о якобы уничтожении советских пленных в польских лагерях после войны 1919-1920 года стала звучать в России с того момента, как в 1989 году о потребности в этой теме заявил Михаил Горбачев. Он хотел таким образом уравновесить информацию о катынском преступлении. При Владимире Путине к этой лжи стали обращаться во много раз чаще. Правда о смерти военнопленных совершенно иная. В тот период в польском плену умерло 16-18 тысяч человек, в подавляющем большинстве от инфекционных заболеваний. Это был в основном тиф, но также холера и дизентерия. В самой Красной Армии от инфекционных заболеваний в 1920 году умерло около 250 тысяч человек. Так что это не было никаким геноцидом. Как мы можем бороться с этой ложью? Нужно как можно больше говорить о польско-большевистской войне. Войне, в которой Польша уберегла свою независимость и свободу половины Европы. Следует пропагандировать документальные ленты и исследования на тему пленных, такие, как фильм Анны Ференс (Anny Ferens), который был награжден на фестивале в Нью-Йорке. К сожалению, телеканал TVP показывал этот фильм после полуночи».