Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Те же самые ошибки

Россия хочет принять участие в "большой игре", на кону - Афганистан picture
Россия хочет принять участие в большой игре, на кону - Афганистан picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
25 лет назад Горбачев объявил о выводе советских войск из Афганистана – параллели с сегодняшним днем поразительны. Бывший советский президент Михаил Горбачев, помимо всего прочего, является еще и тем человеком, которого писатель Ганс-Магнус Энценсбергер называет героем отступления: это фигура «шекспировского формата», это тот человек, который знает, когда нужно отойти от власти.

25 лет назад Горбачев объявил о выводе советских войск из Афганистана – параллели с сегодняшним днем поразительны.

Бывший советский президент Михаил Горбачев, помимо всего прочего, является еще и тем человеком, которого писатель Ганс-Магнус Энценсбергер (Hans-Magnus Enzensberger) называет героем отступления: это фигура «шекспировского формата», это тот человек, который знает, когда нужно отойти от власти и вообще освободиться от нее. Именно это он и советует сегодняшним крупным игрокам мировой политики. Например, американскому президенту. Он поддержал в конце прошлого года намерение Барака Обамы вывести американские войска из Афганистана. В войне на Гиндукуше «нельзя одержать победу». Горбачеву известно о препятствиях и последствиях подобного рода отступления – в этот четверг исполняется 25 лет с того дня, когда он в своей программной речи во Владивостоке, посвященной вопросам внутренней и внешней политики, объявил о частичном выводе советских войск из Афганистана, который в 1989 году завершился их полным выводом.

НАТО, принявшая решение о выводе своих войск до 2014 года, повторяет, как об этом часто говорил российский посол в Кабуле, все те ошибки, которые были совершены советской армией. На самом деле, большое количество аналогий, как считает Конрад Шеттер (Conrad Schetter) из боннского Центра по исследованию проблем развития, бросается в глаза. Самая заметная: обе интервенции начинались с мыслями о возможности политической, культурной и экономической модернизации Афганистана, и в обоих случаях это закончилось провалом. «Вера в то, что общество можно изменить, сидя за чертежной доской, оказалась заблуждением», - подчеркивает Шеттер в интервью Tagesspiegel. Русские, по его мнению, смогли быстрее это понять. Но ни тогда, ни сегодня не было признано, что даже отлично вооруженная и высокотехнологичная армия почти не способна успешно противостоять партизанской и подпольной тактике, применяемой Талибаном. И советское руководство в 80-годы, а затем и международные силы в 21-ом веке испытывали сложности с объявлением намерений относительно вывода войск: «Сначала долгое время не называется дата – затем неожиданно в работу включаются все колесики, и создается такое впечатление, что нужно как можно быстрее осуществить вывод войск», - отмечает боннский эксперт по Афганистану. Причины очевидны. Общественность в странах участников коалиции не готова к тому, чтобы в течение долгого времени нести на себе это бремя. Из-за собственных потерь, из-за многочисленных убитых гражданских лиц, в результате чего собственные вооруженные силы представляются как оккупанты. Еще и потому, что миссия в Афганистане, например, только Соединенным Штатам обходится в 20 миллиардов долларов в месяц. «Финансовое бремя стало слишком тяжелым, и это сыграло не последнюю роль в развале Советского Союза», - отмечает Шеттер. – Будет интересно понаблюдать за тем, куда это приведет Соединенные Штаты».

И стране на Гиндукуше Шеттер не предсказывает никакого розового завтрашнего дня. Как и Советы, международные силы в конце все больше используют в борьбе с противником не только своих собственных солдат, но и подготовленную ими местную милицию. Эффект во обоих случаях, по мнению Шеттера, будет один и тот же – милитаризованное общество в Афганистане, членам которого мало что известно, кроме войны и борьбы. «Здесь кроется большая опасность – вооруженный до зубов Афганистан может вновь погрузиться в гражданскую войну».

Поэтому центральный вопрос, по мнению Шеттера, состоит в том, каким будет международное участие после вывода войск из Афганистана. «Удастся ли так поддержать Карзая или его преемника, что возникнет стабильность и будет создано нечто вроде государственности - либо страна взорвется изнутри, когда деньги перестанут поступать?» По мнению Шеттера, без конструктивной роли прежде всего Пакистана, но также и Ирана все усилия по созданию прочного мира обречены на провал.

Свои надежды эксперт Шеттер связывает только со способностью афганцев к обучению, а также с возникшим в последнее время, по крайней мере в начальной форме, гражданским обществом. Его представители, считает Шеттер, судя по всему «осознали, что улучшения не следует ожидать извне: теперь там поняли, должны понять, что перемены к лучшему возникнут только в том случае, если люди сами возьмут ситуацию под контроль».