Москва – Российский президент Дмитрий Медведев дал указание правительству подготовить черный визовый список для граждан США, сделав это после принятия в Соединенных Штатах решения запретить въезд в страну десяткам российских чиновников, подозреваемых в причастности к заключению под арест и смерти боровшегося с коррупцией юриста.
Канцелярия Медведева не дала никаких подробностей ни о сроках визовых запретов, ни о том, на кого они будут наложены. Его пресс-секретарь Наталья Тимакова сказала лишь то, что Министерство иностранных дел «работает по указанию президента над выработкой против граждан США мер, которые аналогичны объявленным Госдепартаментом».
По словам Тимаковой, Россия в недоумении от того, что Госдепартамент предвзято решил признать российских чиновников виновными еще до того, как Москва завершила свое расследование обстоятельств смерти в заключении Сергея Магнитского в ноябре 2009 года по причине неоказания медицинской помощи по болезни. Въезд на территорию Соединенных Штатов запрещен примерно 60 неназванным российским чиновникам, имеющим отношение к этому делу. Среди них судьи, прокуроры, представители тюремной администрации, полицейские и сотрудники органов безопасности.
Критика США по поводу расследования в рамках дела Магнитского возмутила российских руководителей, показав, насколько трудно будет администрации Обамы оказывать давление по резонансным делам, связанным с правами человека, одновременно проводя политику перезагрузки отношений с Россией.
Российская реакция на американский визовый запрет, о котором Госдепартамент США объявил законодателям на этой неделе, а потом официально подтвердил введение такого запрета в четверг, была весьма сдержанной, что свидетельствует о стремлении Москвы свести к минимуму возможные последствия.
Министерство иностранных дел спокойно вызвало американских дипломатов и выразило протест по поводу запрета, а также выступило с завуалированным заявлением по этому поводу, отметив, что Россия «не оставит без ответа такие недружественные шаги». От комментариев по поводу указаний Медведева о составлении черного списка МИД отказался.
Некоторые депутаты российского Думы, являющейся нижней палатой парламента, заявили, что хотят в законодательном порядке провести запрет на выдачу виз некоторым официальным лицам США, хотя Медведев может сделать это своим президентским указом.
«Решение США оскорбительно, - заявил первый заместитель председателя думского комитета по международным делам Леонид Слуцкий. – Наш ответ будет твердым, но осторожным».
Российские законодатели предложили запретить въезд в страну всем американским представителям, причастным к важным и болезненным с политической точки зрения судебным преследованиям россиян, таких как Виктор Бут, которого обвинили в продаже оружия южноамериканским террористам, или летчик Виктор Ярошенко, обвиняемый в контрабанде наркотиков. Бут был арестован в Таиланде, а Ярошенко в Либерии, и затем они были переданы американским властям.
Визовые запреты Госдепартамента стали попыткой упредить принятие американским Сенатом закона, которым предусматривается не только запрет на въезд в США, но и замораживание на территории Соединенных Штатов финансовых активов тех людей, которые причастны к делу Магнитского.
В служебной записке законодателям Госдепартамент заявил, что более масштабные ограничения и запреты, за которые выступают некоторые сенаторы, могут привести к подрыву политики президента Барака Обамы по перезагрузке отношений с Россией. Это поставит под угрозу американские усилия по сохранению российской поддержки в вопросах санкций против Ирана, Северной Кореи и Ливии, а также военные транзитные маршруты США через территорию России в Афганистан.
Российский ответ не позволяет понять, пострадает ли такое сотрудничество. В заявлении российского МИД отмечается, что напряженность из-за дела Магнитского способна «нанести ущерб усилиям по укреплению доверия».
Отвечая на вопрос репортеров о возможных последствиях от введения запрета на въезд в США, официальный представитель Госдепартамента Марк Тонер (Mark Toner) сказал в среду, что российско-американские отношения «базируются на тех областях, в которых мы можем продуктивно сотрудничать. Россия это ценный партнер в таких вопросах как Ливия, и во многих других, но действовать в ущерб принципам, которые нам дороги, мы не намерены».
Магнитский, которому на момент смерти было 37 лет, показал в суде, что высокопоставленные милицейские руководители украли документы из инвестиционного фонда Hermitage Capital, в котором он работал, а затем воспользовались ими, чтобы незаконно присвоить миллионы долларов в виде возврата налоговых платежей.
Магнитского арестовали по обвинению в уклонении от уплаты налогов те самые милицейские начальники, которых он обвинял.
Российский следственный комитет в этом месяце сделал заключение, что Магнитский умер от болезни сердца и гепатита. Он начал уголовное расследование против врача и представителя тюремной администрации, которые якобы не заботились о его здоровье. Сторонники Магнитского говорят, что ответственность за его содержание в отвратительных условиях несут многие высокопоставленные следователи, однако им удалось избежать уголовного преследования.