Британская секретная разведка десятилетия безрезультативно следила за Янедаской баронессой Марией Бенкендорф (Maria Benckendorff). Жизнь женщины, прозванной русской Матой Хари, этим летом была показана на театральной сцене в Янеда (в Эстонии – прим. перевод.)
«Ее отношение к жизни сделало из нее хозяйку своей собственной судьбы. Она была аристократка. Из нее могла бы стать и коммунистка. Но вот только нельзя ее представить представителем буржуазии». Эти слова произнес британский дипломатический агент в России Брюс Локкарт, легенда разведки и один из прототипов Джеймса Бонда. Женщина, которую он так охарактеризовал, была Янедаская баронесса Мария Бенкендорф.
Локкарт, влюбленный в Марию или в Муру по уши, восхищался в числе прочего и ее смелостью. Когда в 1918 году Локкарта схватили в Москве и обвинили в участии в покушении на Ленина, за решетку бросили и Марию. Однако 26-летняя женщина выбралась на свободу и, предположительно, с ее помощью, и Локкарт.
Интеллигентная Мария была умелой шпионкой, которая передавала сведения как англичанам, так и русским. По мнению заместителя главы ЧК Екабса Петерса, расследовавшего аферу Локкарта, Мария во времена Мировой войны шпионила и в пользу немцев.
Меняла мужчин как рубашки
В то время, когда молодая баронесса занималась приключениями в России, ее супруг Иоханн фон Бенкендорф с детьми Татьяной и Паулем жил в Янеда. Вышедшая из тюрьмы Мария из-за войны не смогла попасть к семье и не могла из-за отсутствия визы отправиться вслед за Локкартом в Англию. Но она нашла себе нового опекуна – Мария стала секретарем и любовником писателя Максима Горького.
Иоханна убили в марте 1919 года в Янеда, а два года спустя Мария вышла замуж за следующего эстонского барона. Мария Бенкендорф стала Марией Будберг (Maria Budberg). Предположительно, она заключила брак только для того, чтобы получить эстонский паспорт. Во всяком случае, уже в 1922 году она вновь была у Горького, оставаясь с ним до 1933 года, когда писатель вернулся в Россию.
Возможно, что сотрудничество Марии с британской разведкой завершилось именно с отъездом Локкарта из России. Во всяком случае, не позднее 1922 года в Лондоне начали собирать на нее данные как на агента враждебного государства. В тот же год полиция безопасности Эстонии проинформировала британскую разведку, что Мария Будберг служит теперь Советам. Марией одновременно занялись после этого как британская контрразведка MI5, так и секретная служба MI6.
Вскоре в руки британцев попало одно из писем, отправленных князю Пьеру Волконскому, которое усилило подозрения. «Моура вышла замуж за Будберга. Тизенхаузен сказал в клубе, что женщину следует исключить из дворянства Эстонии, так как она шпионка».
Хотя ни MI5, ни MI6 не нашли прямых доказательств сотрудничества Марии с русскими, все ее визовые ходатайства были отклонены. Лед тронулся только в 1929 году, когда Марии разрешили на неделю в Англию. Но подозрения оставались.
Несколько лет спустя за Марией началась серьезная слежка. «Эту женщину часто видят путешествующей между Берлином, Парижем и Лондоном и есть основания верить, что он действует как тайный агент Советов,» сообщает документ разведки от февраля 1933 года.
Летом 1933 года в MI5 от представителя в Эстонии поступила информация, что здешняя политическая полиция считает баронессу политически подозрительной личностью.
«Она нечасто посещала в эти году Эстонию, но была там в 1932 году, когда останавливалась близ воинской части и вызвала интерес у властей». Из Янеда Мария отправила письма Паулю Шефферу (Paul Scheffer), представителю Berliner Tageblatt в Москве, Нью-Йорке и Лондоне, о котором британская разведка знала, что он находится «в тесном контакте с лицами, подозреваемыми в военном и политическом шпионаже». Эти лица были немцами.
Любовная история в Янеда
В начале августа в Эстонию прибыл известный английский писатель Герберт Джордж Уэльс (Herbert George Wells). «Это событие, которое заставляет журналиста сесть в поезд», радовалась Paevaleht. Мать двоих детей Мария радовала глаз Уэльса еще с 1920 года, когда писатель посетил Россию. Уэльс встретился там с Лениным, а также со своим коллегой Горьким и написал обо всем увиденном книгу «Россия во мгле». Именно у Горького он познакомился с 28-летней Марией, которую назначили переводчиком британского писателя. Уэльс втрескался в Марию по уши.
Старая любовь и привела Уэльса спустя 14 лет в Калиярве. «Уэльс был в восхищении от природы Эстонии, особенно озеро Калиярве. Ему нравилась идиллия на берегу небольшого озера. Но до сих пор он еще не ходил купаться в озеро, хотя и купил в Таллине одежду для купания», - описывала Paevaleht
Журналисты выяснили, что писатель совершает с дамой прогулки, порой довольно долгие. Играет с детьми Марии в мяч и ходит на берег Калиярве ловить рыбу. И даже занимается хуторской работой: «В субботу на полях Калиярве убирали рожь, в чем принимало участие все семейство дачников – все дамы и дети. Уэльс также был на поле и даже связал один сноп. В тот же день Уэльс ездил на крестьянской повозке, что было для него большим событием, поскольку он на протяжении 30 лет вообще не ездил больше на лошадях».
После отпуска в несколько недель Уэльс вместе с Марией и ее детьми уехал в Лондон. Они стали спутниками по жизни, хотя никогда не оформили брак. Но, несмотря на именитого спутника жизни, Марию в Англии по-прежнему не привечали.
Ничего уверенного
Британские разведслужбы собирали на Марию осколки информации на протяжении более десяти лет, следили за ней и копировали ее письма. О ней знали многое и в то же время ничего особенного. «Эта дама долгое время вызывала у нас озабоченность. Мы знаем о ее контактах с Максимом Горьким и о ее визитах в Россию, но нам не удавалось добыть надежную информацию о ее шпионаже».
В октябре 1936 года в британской разведке пришли к выводу, что настало время обратиться к эстонским коллегам. Возможно, у них найдется «что-то надежное о вреде этой женщины». Под вредом имелась в виду ее разведывательная деятельность в пользу русских.
Ответили ли эстонцы и что именно, из папки не видно. Во всяком случае, годом позже, в августе 1937 года уже MI5 сочла, что «баронесса Будберг является двойным агентом, работающим как на Советы, так и на немцев». Но к весне 1940 года и эта теория изменилась – британская разведка больше не считала Марию ни сторонницей нацистов, ни Советов. Отметила, что в 1939 году баронесса приняла решение в пользу гражданства Эстонии.
Но уже через несколько месяцев поступила новая информация. «Хорошо информированный источник проинформировал нас, что баронесса Мария Будберг работает шпионом в пользу секретной службы Германии. Эта информация исходит из Америки».
А Мария жила своей жизнью дальше. Порой навещала Эстонию для осмотра своих владений и последовательно пыталась добиться британского гражданства.
Все-таки русские?
После начала войны между Советским союзом и Германией, в июне 1941 года британская разведка вышла на след, что Мария тайком встречалась в Лондоне с советским послом Иваном Майским. В то же время женщина часто встречалась и с британским министром информации Даффом Купером (Duff Cooper), которому передавала сведения о деятельности русских. Эти доклады были якобы от источника вне посольства, но на самом деле составлялись при сотрудничестве с Майским. К тому же Мария рекомендовала в подчиненные Куперу мужчину, которого вероятно контролировали русские.
Британская разведка заметила также, что кроме Уэльса, квартиру баронессы навещал и Бернард Шоу (Bernard Shaw), и что в ее друзьях был и Сомерсет Моэм (Somerset Maugham). В 1944 году Марией занялся особый отдел полиции Лондона, который был убежден, что баронесса работает на русских. К тому же особый отдел обнаружил, что Мария поддерживает связь с проживающими в Англии немецкими коммунистами.
В конце войны Марией заинтересовались и американцы в связи с вспыхнувшей в Лос Анжелесе шпионской историей. Всплыло имя Марии Будберг и янки обратились к англичанам. В ответе американскому посольству было сказано, что Будберг «несомненно, просоветски настроенная, но, насколько нам известно, не коммунистка».
Загадка Марии Будберг так и осталась для британской разведки не до конца разгаданной. Почему, на это можно найти ответ в ее папке от 1950 года. «Она чрезвычайно интеллигентная женщина. Великолепная собеседница, такая, которую, по мнению мужчин, всегда можно слушать с очарованием. У нее скорее мужское, чем женское мышление. /…/ Нет сомнений, что своей позиии она добилась только при помощи своего мышления. Она очень любит интриги. Считают, что она лояльна только сама себе. /…/ Она проживает в старомодной квартире в Кенсингтоне и ничем особенным не выделяется, за исключением того, что пьет как лошадь – джин. Говорят, что касается алкоголя, у нее железная выносливость.
Мария Будберг скончалась в 1974 году в Италии.
В статье использованы документы Лондонского National Archive.
Перевод Хейно Сарап