Его фасад с колоннадой, увенчанный скульптурой скачущей квадриги, является одним из наиболее долговечных символов Москвы наряду с закрученными куполами храма Василия Блаженного. В его стенах происходили наиболее значимые события в музыкальной истории России, они также служили фоном для важных политических событий в истории страны: от празднования царской коронации до съездов большевиков. Именно со сцены Большого театра объявили о создании Советского Союза. Именно здесь официально объявили о смерти Владимира Ленина.
Этим летом бешеная активность иного рода наблюдалась в престижном российском доме балета и оперы. Батальоны строителей, художников, золотых дел мастеров и инженеров трудились круглые сутки над завершением ремонта здания к его открытию в сентябре. Памятник архитектуры был закрыт в течение последних шести лет для проведения капитального ремонта. В него по ходу вносили бесчисленные изменения, а к 2005 году появились опасения, что здание может полностью разрушиться.
Михаил Сидоров, осуществляющий надзор за ремонтом, говорит, что в настоящее время в здании работают 3600 рабочих, а также 1000 высококвалифицированных специалистов по золоту, тканям и мозаике. Реставраторы привезли 162 золотых дел мастера со всей России, так как их не хватало в Москве для такого объема работ. Прогуливаясь по участку, я вижу в фойе десятки рабочих на корточках, нанизывающих крошечные кусочки камня, привезенного из Италии, на решетчатую нить, которая позднее будет склеена и превратится в половую мозаику. Повсюду рисуют, сверлят и стучат, а один раз в час через всю эту суматоху скользят очистители, чтобы удалить пыль.
Возможно, самой необычный частью процесса реставрации является нанесение сусального золота, что по завершению придаст театру роскошный внешний вид. Более трех килограммов золота, наносимого пластинками тоньше человеческого волоса, было использовано для покрытия вычурных узоров из папье-маше, которые украшают каждую из десятков театральных лож.
Все это очень впечатляет, но реконструкция Большого не была гладкой. Работа затянулась, и бюджет раздулся. Было начато расследование о присвоении миллионов долларов. А в это время балетная и оперная труппы Большого театра ютились в крошечных репетиционных помещениях, ограничиваясь выступлениями на Новой сцене театра, безвкусном новомосковском сооружении.
История театра, насчитывающая более двух веков, чрезвычайно богата культурными и историческими потрясениями. Первый театр на месте нынешнего Большого был создан англичанином Майклом Мэддоксом (Michael Maddox), канатоходцем, прибывшим в Россию искать счастья в 1770-х годах. Его первый театр, построенный на этом месте в 1780 году, был известен как Петровский. Театр сгорел в 1805 году, позднее он перешел под управление царской театральной дирекции, что сделало его «правительственным театром», каким он остается и по сей день. Новая труппа выступала в деревянном здании, которое впоследствии также сгорело, на этот раз во время большого пожара 1812 года, который охватил Москву, когда Наполеон ненадолго захватил город. В 1825 году Большой театр вернулся на место Мэддокса, а грандиозное новое здание спроектировал русско-итальянский архитектор Осип Бове.
Пожар еще раз уничтожил театр в 1850-х годах, и единственное, что сохранилось от театра 1825 года, это его легендарные колонны. Театр был открыт как раз к коронации императора Александра II в 1856 году, и с тех пор его не ремонтировали.
«В конце 19 века в Большом была лучшая акустика среди крупных оперных театров мира, — говорит Сидоров. — Но после изменений в советский период он не входил даже в число пятидесяти». Театр царской эпохи имел уникальную форму скрипки, которая придавала ему необычайную акустику, но, когда пространство под театром было залито бетоном в 1950-х годах, все было разрушено, говорит Сидоров. «Это все равно, что положить скрипку на стол и пытаться играть на ней в таком положении. Весь резонанс был утрачен».
Есть некоторые современные дополнения — например, будут установлены лифты. Размер сцены составляет 21 на 21 метр, еще 20 метров будет в глубине за кулисами, у нее будет два разных покрытия — одно для оперы, чтобы отражать звук вверх в зрительный зал, и одно для балета, чтобы глушить звук и обеспечивать амортизацию для защиты ног звезд балетной труппы. Но главное — по этому плану театр должен снова выглядеть так, как в 1856 году.
Если бы Ленин добился своего, театр, возможно, был бы закрыт почти столетие назад. В конце концов, большевики решили, что вместо закрытия театра лучше его экспроприировать. Двуглавые орлы были заменены на серпы и молоты, и балконы были увешаны лозунгами, превозносящими коммунизм.
Один из наиболее одиозных эпизодов в истории театра относится к 1936 году во время исполнения оперы Дмитрия Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда». Иосиф Сталин был возмущен увиденным и выбежал из зала. Вслед за этим пресса пригвоздила композитора к позорному столбу, и его оперу изъяли из репертуара.
Недавняя постановка «Золотого петушка» Николая Римского-Корсакова вернула политику обратно на сцену. В опере у царя два хитрых сынка — разодетые баловни-нувориши, а каждый его шаг сопровождают снайперы и служебные собаки. В финальной сцене в ходе военного парада по сцене буксируют большие ракеты и танцуют дети в абсурдных костюмах, прославляя своего царя. Намеки на прокремлевские молодежные группы и раздутые парады Победы под руководством Владимира Путина не нуждаются в объяснении для тех, кто пришел в оперу.
Самая известная сцена России уже давно отражает, что происходит в самой стране. Все говорят сейчас о распределении мест на гала-концерт открытия, который состоится прямо перед принятием решения о том, кто будет баллотироваться в Кремль в следующем году — президент Медведев или премьер-министр Путин. Как всегда, театр вызывает массу скандалов и интриг и за кулисами, и на сцене.