Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Обзор СМИ Грузии (01.08)

© flickr.comгазеты
газеты
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Закрытый доклад разведывательного ведомства США подтвердил то, о чем грузинские спецслужбы говорили все последние годы – что российское ГРУ причастно к организации взрыва, произошедшего 22 сентября 2010 года у посольства США в Тбилиси, и что Грузия стала полигоном шпионско-террористической деятельности России.

…Разведывательное ведомство США в закрытом докладе, составленном в конце прошлого года, пришла к выводу, что российское ГРУ причастно к организации взрыва, произошедшего 22 сентября 2010 года у посольства США в Тбилиси, сообщает «Резонанси». Секретный доклад видели два американских чиновника, которые рассказали о его содержании газете «Вашингтон Таймс». В докладе поддерживаются выводы МВД Грузии, которые связали взрыв с ГРУ. Ранее грузинское МВД заявило, что взрыв организовал непосредственно майор ГРУ Евгений Борисов. Ректор Дипломатической академии Сосо Цинцадзе считает, что этим сообщением практически подтвердилось то, о чем грузинские спецслужбы говорили все последние годы – что Грузия стала полигоном шпионско-террористической деятельности России. По его словам, самое важное в данной информации то обстоятельство, что как внутри страны, в части оппозиции, так и на Западе, в части политических кругов и экспертного сообщества существовало скептическое отношение к тому, соответствовали или нет реальности обвинения грузинских спецслужб в адрес России. Но теперь недоверию пришел конец, так как это уже не заявление грузинских спецслужб, а сообщение мощнейшей разведывательной структуры США, с весьма высоким авторитетом.

Специфичность ситуации Цинцадзе видит в том, что если до сих пор посольства США взрывали, устраивали теракты представители организаций, типа «Аль-Каиды», то в случае Тбилиси их сменили офицеры российских спецслужб. Соответственно, тут вопрос уже стоит по-другому: «Аль-Каида» никогда не была партнером США, а Россия всячески старается, чтобы Запад и, в частности, Вашингтон ее воспринимали как надежного партнера. Но в данном случае становится весьма сомнительной искренность Москвы, предлагающей широкое сотрудничество своему партнеру в борьбе против терроризма. Еще одно обстоятельство отмечает Цинцадзе. По его словам, взрывом у посольства США российские спецслужбы, разумеется, не планировали широкомасштабное разрушение со многими жертвами, так как за этим последовало бы серьезное расследование и выявление роли России. Цель этого взрыва была «скромной» - ухудшение отношений между Грузией и США. Нужно было создать ситуацию, чтобы в Вашингтоне усомнились в принципиальности прозападных настроев грузинского общества, в добрых отношениях к США. Однако вышло наоборот, данное сообщение ставит все на свои места.

..Тема Панкисского ущелья Грузии часто попадает на страницы российских СМИ, часто тот или иной российский чиновник очередной раз выступает с заявлением, якобы в этом ущелье готовят террористов, которых потом переправляют на Северный Кавказ. Эксперт по вопросам Кавказа Мамука Арешидзе заявил изданию «Ахали таоба», что эта тема всегда актуальна для российской стороны, так как этим она, с одной стороны, постоянно удерживает образ врага, а с другой стороны, давит на общественное сознание своего населения, которому постоянно твердит, что если бы в Грузии не готовили террористов и не засылали в Россию, они бы справились с терроризмом на Северном Кавказе. Поэтому тема Панкисского ущелья так часто появляется в российских СМИ.

Но в связи с Северным Кавказом Арешидзе обращает внимание на другое обстоятельство. По его словам, приближается дата олимпийских игр. Эта олимпиада вообще имеет много проблем, российские власти опасаются, как бы вовсе не сорвалась сочинская олимпиада. Тем более, что в последнее время появилась информация о том, что исчерпан раскол в кавказском имарате, т.е. Доку Умаров вновь объединился с полевыми командирами Вадаловым и Гакаевым. Это означает, что эта организация приобрела еще большую силу и она создаст еще больше проблем безопасности России. Арешидзе предполагает, что российские власти предпримут мощную, жестокую атаку на северокавказское подполье. Исходя из этого он не исключает, что в эти события может быть вовлечена и Грузия, или часть грузинской территории, так как чтобы полностью контролировать конфликтные регионы Северного Кавказа, России недостаточно действовать только на этих территориях, Россия может постараться ввести войска на прилегающие территории, в том числе на территорию Грузии. «Все может произойти, в том числе перенос боевых операций на территорию Грузии, если это понадобится России с точки зрения стратегии», - говорит Арешидзе.

…Политолог Сосо Цинцадзе с «осторожным оптимизмом» оценивает встречу в Киеве Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии Второго с патриархом Московским и всея Руси Кириллом, пишет «Ахали таоба». «Визит был весьма значительным, но это значение нельзя ни переоценить, ни недооценить, и то и другое было бы ошибкой», - считает Цинцадзе. По его словам, сегодня можно говорить не об итогах встречи, а только о перспективе. Эксперт считает важным заявление патриарха Кирилла о принадлежности конфликтных регионов к юрисдикции грузинской церкви и о том, что в Абхазии и Южной Осетии царит канонический беспорядок. Можно сказать, что патриарх Московский и всея Руси предложил Католикосу-Патриарху Грузии, совместно работать над установлением порядка на этих территориях, что означает восстановление юрисдикции грузинской церкви. По словам Цинцадзе, решить этот вопрос будет довольно сложно, но можно считать, что на встрече в Киеве был сделан первый шаг в этом направлении. Поэтому он говорит, что пока только появилась обнадеживающая перспектива урегулирования определенных вопросов. Он считает, что, например, приезд Илии Второго в Абхазию было бы весьма значительным событием, даже «прорывом».

Что касается политических вопросов, Цинцадзе уверен, что на встрече двух патриархов говорили о политических проблемах между двумя государствами. Но при этом он подчеркивает, что патриарх Кирилл сегодня не владеет таким влиянием на политическую сферу, каким владел, например, патриарх Алексий Второй, «во время Ельцина церковь имела другую силу в России, а во время Путина имеет другую». Несмотря на это российская церковь все равно остается силой, с которой должны считаться, в том числе, политической силой. Исходя из этого Цинцадзе не исключает положительных сдвигов в будущем.