Пока лед в Арктике тает, международный спор за право добывать на Северном полюсе газ и нефть набирает обороты. Основные претенденты на арктические полезные ископаемые - Канада и Россия.
Канада постепенно наращивает военное присутствие в Арктике, реагируя на то, как в этих северных водах укрепляются флотилии России, США, Норвегии, и Дании. Все эти страны претендуют на освобождающиеся ото льда части Арктики. «Операция Нанук» - так называются военные учения, которые планируют провести в этом году канадские вооруженные силы у берегов Баффиновой Земли. «Нанук» на языке коренных жителей крайнего севера Канады означает «крепкий медведь».
«Военные расходы Канады и участившиеся учения следует расценивать не как реакцию на предполагаемую угрозу, а как сигнал силы, - заметил в интервью Deutsche Welle Кристиан Лойпрехт, доцент политологии в Королевском военном колледже Канады в Онтарио. - Дело в том, что в международном праве записано, что право страны претендовать на территории Арктики зависит от способности ее защищать».
Золотая лихорадка на Северном полюсе
Главный предмет спора между странами, имеющими непосредственный выход к Арктике, - это право разработки залежей полезных ископаемых, находящихся на арктическом дне. Специалисты предполагают, что там спрятано около 13 процентов всех неразведанных мировых запасов нефти и почти буквально бездонные запасы природного газа. Ждать, когда растает лед и можно будет начать разведку, осталось не так уж долго.
Россия уже недвусмысленно дала понять, что постарается получить контроль над всей Арктикой. В Москве доказывают, что весь регион является продолжением континентального шельфа российского полуострова Ямал. В этом Россия опирается на конвенцию ООН по морскому праву, поясняет Станислав Секриеру из Центра по изучению Восточной Европы и Азии в Бухаресте.
Канада заявила о своих притязаниях на регион между Аляской и Гренландией, включая Северный полюс, еще в 1925 году. Советский Союз тогда опоздал на несколько месяцев, зато включил в сферу своих интересов превосходящую территорию. С того времени спор об Арктике осложняет двусторонние отношения.
Канада не может отказаться от своих притязаний
Когда в 2007 году российская подлодка установила на арктическом дне флаг России из титана, тогдашний министр иностранных дел Канады Питер Маккей раздраженно заметил: «Мы живем не в 15-м веке. Нельзя просто так разъезжать по миру, расставляя свои флаги». Нынешний глава канадского внешнеполитического ведомства Лоренс Кэннон во время визита в Москву в октябре 2010 году высказался еще определеннее: «Арктика - часть нашей страны, была, есть и всегда будет».
Для канадцев Арктика - это часть «национальной идентичности», - поясняет Кристиан Лойпрехт. Отказаться от претензий на арктические территории правительство Канады не может. «Это означало бы политическое самоубийство», - добавляет ученый.
Страны, подписавшие конвенцию ООН по морскому дну, имеют право в течение 10 лет после ее ратификации подать заявку об увеличении своей территории за счет подводного континентального шельфа. Россия уже подала такую заявку, но в 2013 году собирается сделать это повторно, собрав новейшие данные. К этому времени с аналогичной заявкой в ООН должна обратиться и Канада.
Возможно, что ООН удастся с учетом различных исследовательских данных справедливо разделить регион между претендентами. Но многие опасаются того, что у одной из стран не хватит терпения ждать решения организации и она применит силу для защиты своих интересов. Это не единственная причина для тревоги. «Нас всерьез беспокоит присутствие в регионе китайцев, которое можно воспринимать как угрозу для региональной безопасности, - говорит Лойпрехт. - Если кого и можно принять в Арктике за «противника», так это Китай. Так называемые исследования китайцев непрозрачны, и существуют подозрения, что они в обход международных договоренностей составляют карты полезных ископаемых региона».