Удастся ли нам когда-нибудь узнать что-то новое о судьбе Рауля Валленберга (Raoul Wallenberg), шведского дипломата, который спас от уничтожения десятки тысяч венгерских евреев в 1944 году, а затем бесследно исчез в Советском Союзе? Сегодня этому человеку, который появился на свет в 1912 году, было бы 99 лет. Разумеется, он давно умер, но как и когда?
По официальной версии он скончался от сердечного приступа в тюрьме в 1947 году. Это не так, его отравили по указанию сталинских властей, утверждает бывший сотрудник спецслужб Павел Судоплатов. Если, конечно, он не дожил о 1980-х годов, мотаясь по трудовым лагерям и психиатрическим больницам, как рассказывали в 1970-х годах недавно вышедшие на свободу бывшие узники ГУЛАГа.
В течение 66 лет историки, журналисты и родственники дипломата всеми силами пытались приподнять завесу тайны. Напрасно. От Сталина до Путина перед исследователями стоят одни и те же вопросы. По какой причине Рауль Валленберг был арестован в Венгрии бойцами СМЕРШа, а затем переправлен в Москву в январе 1945 года? Когда он умер? Почему Россия до сих пор отказывается открыть архивы?
Рауль Валленберг, выходец из влиятельной шведской семьи, прибыл в Будапешт в июле 1944 года по поручению американской организации Комитет беженцев войны (War Refugee Board), чтобы помочь венгерским евреям, которых начали депортировать еще в мае. Швеция, которая поддерживала хорошие отношения как с союзниками, так и с гитлеровской Германией, располагала в стране собственной дипломатической миссией. Ее и возглавил Валленберг. В чем была его задача? Выдать евреям бумаги и договориться с нацистами о сохранении жизни обитателей гетто.
В январе 1945 года в Венгрию вошли советские войска, и Валленберг был арестован. По их мнению, дипломат был шпионом. Когда он решил отправиться в Дебрецен, где был расположен штаб Красной армии, его сопровождали два советских мотоциклиста. «Не знаю, следят ли они за мной или хотят защитить», - сказал он в тот момент. Валленберг и его водитель бесследно исчезли. Советские власти попытались успокоить родственников: дипломат находился под их защитой. Два года спустя позиция Москвы кардинальным образом изменилась: бывший прокурор и восходящая звезда советской дипломатии Андрей Вышинский официально заявил о том, что Валленберг никогда не был в СССР или находящихся под его контролем территориях.
Новые сведения появились лишь в 1957 году. Дело Валленберга было чудесным образом найдено! Однако в нем содержался один единственный документ: рапорт некоего Смольцова, тюремного врача с Лубянки, согласно которому заключенный скончался от инфаркта 17 июля 1947 года. «Похоже, Валленберг был переведен в спецкамеру «Лаборатории-Х» (токсикологическая лаборатория в Варсонофьевском переулке в Москве), где ему сделали смертельную инъекцию под видом лечения (в то же время руководство страны продолжало уверять шведов, что ничего не знает о местонахождении и судьбе Валленберга)», - пишет Павел Судоплатов (1907-1996) в опубликованных в 1994 году мемуарах.
Советское руководство, разумеется, не было заинтересовано в выяснении причин смерти Валленберга и запретило проводить вскрытие. Ему нужно было уничтожить все следы существования заключенного. Как пишет Судоплатов, тело было кремировано в Донском монастыре в Москве.
Во время горбачевской перестройки в 1989 году дело Валленберга вновь сплыло на поверхность. Паспорт и несколько обнаруженных личных вещей дипломата были переданы его родственникам. В этот период открытости можно было подумать, что истина, наконец, восторжествует. В 1991 году СССР развалился на части, а Россия и Швеция начали сближение, создав в том, числе смешанную комиссию для выяснения подробностей дела Валленберга. Увы, ее работа также не принесла результатов.
Русские не скупились на хризантемы, но и не раскрыли ничего из своих архивов. Валленберг был реабилитирован в 2000 году. В 2001 году его бюст был установлен во дворе Государственной библиотеки иностранной литературы в Москве. На мемориальной табличке вместо даты смерти стоит вопросительный знак.
Глядя на этот знак вопроса, ученые Сюзанна Берже (Suzanne Berger) и Дэвид Бирштейн (David Birstein) жалуются на нежелание Москвы сотрудничать. Историк и член смешанной комиссии Дэвид Бирштейн объясняет, что так и не получил доступа к архивам. Его изыскания навели его в том числе на след некоего Вилли Ределя (Willy Rödel), бывшего политического советника в немецком посольстве в Румынии, который с 1945 по 1947 год был соседом Рауля Валленберга по тюремной камере в Москве.
Историк неоднократно обращался в ФСБ (именно она обеспечивает охрану секретных российских архивов) с просьбой предоставить ему протоколы допросов соседа Валленберга. Ответ всегда был неизменным: никаких протоколов допросов этого человека. Однако в июле этого года его ждал большой сюрприз: архивисты ФСБ Василий Христофоров и Владимир Макаров опубликовали книгу «Тайны дипломатии Третьего Рейха». В ней фигурируют протоколы допросов захваченных советскими войсками и переправленных в Москву немецких дипломатов, в том числе и Вилли Ределя! Удивление Дэвида Бирштейна было тем сильнее, что директором архивов, то есть человеком, которому он направлял все запросы, был сам генерал Христофоров, один из авторов книги! «Архивы по Раулю Валленбергу необходимо изучить под лупой», - заявляет историк на своем сайте www.vadimbirstein.com (так в тексте – прим. пер.).
У русских есть возможность рассказать правду. Но хотят ли они того?