Грозный – это не то название, которое ассоциируется со спортивными метрополисами Европы. Но чеченская столица, поле боя двух чеченских воин в 1994 и 2000 годах, пережила экономическое и архитектурное обновление после достижения неофициального мира с Москвой в 2006 году.
Теперь глава республики Рамзан Кадыров хочет использовать футбол как ускоритель процесса изменений. Россия будет принимать у себя Чемпионат мира ФИФА 2018 года, и Кадыров хочется, чтобы Грозный был добавлен в список 14 городов, в которых будут проходить матчи.
В мае бывший лидер сепаратистов показал квалификации города, отремонтировав многомиллионный футбольный стадион, на котором в 2004 году от бомбы погиб его отец, Ахмад Кадыров. Во время торжественного открытия с участием многочисленных звезд, среди которых присутствовали Диего Марадона, Луиш Фигу и Крейг Дэвид, Кадыров уверил обожающую его толпу, что «республика возрождается, мы на правильном пути».
Стадион имени Ахмат-Хаджи Кадырова, способный вместить 30 тысяч человек – один из самых современных на юге России.
Но, несмотря на весь дорогостоящий гламур, Чечня остается одним из беднейших регионов в стране. Население страны составляет 1,3 миллиона человек, уровень безработицы составляет 40% , и эта беспокойная периферия продолжает страдать от последствий гражданской войны, которая велась с момента распада Советского Союза.
Москва субсидирует чеченское правительство двумя миллиардами долларов в год, что составляет 91% бюджета республики. Кремль также вложит 498 миллиардов рублей в ближайшие 15 лет для восстановления домов и инфраструктуры, которые были уничтожены за 20 лет войны.
Такую цену должно заплатить правительство, чтобы сохранить видимость контроля на Северном Кавказе. Кадыров, который стал президентом четыре года назад, провел подавление любого политического инакомыслия и исламского сопротивления,а теперь он тратит значительную часть финансовой помощи на продвижение футбола как составляющей чеченского экономического возрождения.
Ранее в 2011 году Кадыров пригласил нескольких самых известных бывших футбольных звезд, включая обладателя титула чемпиона мира бразильца Дунгу, для участия в матче против команды, которую он сам возглавлял (ему позволили забить три гола). 34-летний президент также является председателем единственной футбольной команды Чечни, «Терека» из Грозного, и уговорил Руда Гуллита, бывшего европейского футболиста года, тренировать команду за восемь миллионов долларов в год. В июле Кадыров уволил его.
Если решение о ЧМ-2018 будет принято, то это станет венцом подъема Чечни со статуса истерзанного войной бельма на глазу Москвы в участвующую в чемпионате хозяйку самого популярного в мире спортивного состязания.
Кремль надеется, что растущие футбольные возможности Грозного являются предвестниками процветания и культурной сплоченности в республике, независимости которой Кадыров пытался когда-то добиться.
Из тысячи плакатов с Кадыровом, что украшают Грозный, ни один не является более уместным, чем этот: «Спорт - наша сила, победа - наша цель».