Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Идти своим собственным курсом

Южная Америка должна разработать свои собственные политические и экономические приоритеты

© коллаж ИноСМИРазвитие латинской Америки
Развитие латинской Америки
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Обладая валютными запасами в 700 миллиардов долларов, населением в 400 миллионов человек, огромными месторождениями углеводородов, энергетической независимостью, богатыми залежами полезных ископаемых и самым обширным на планете разнообразием биологических видов, Южная Америка имеет все основания для того, чтобы разработать свои собственные политические и экономические приоритеты и не испытывать на себе последствия разразившегося системного кризиса.

Обладая валютными запасами в 700 миллиардов долларов, населением в 400 миллионов человек, огромными месторождениями углеводородов, энергетической независимостью, богатыми залежами полезных ископаемых и самым обширным на планете разнообразием биологических видов, Южная Америка имеет все основания для того, чтобы разработать свои собственные политические и экономические приоритеты и не испытывать на себе последствия разразившегося системного кризиса.

В последние недели министры и президенты южноамериканских стран высказывались за принятие защитных мер, чтобы не допустить негативного влияния кризиса, охватившего промышленно развитые страны.

Кристина Фернандес сказала, что «мы должны возвести оборонительные сооружения вокруг нашего континента, чтобы не потерять то, чего добились». Гвидо Мантега (Guido Mantega) высказался за установление «пояса изоляции», чтобы избежать ущерба. Даже консервативный президент Колумбии Хуан Мануэль Сантос (Juan Manuel Santos) предупредил на встрече глав государств Союза южноамериканских государств (UNASUR) в Лиме о необходимости противостоять негативному влиянию экономического кризиса, охватившего США и Европу, в результате которого девальвируются валютные запасы стран региона. Это правильный подход, говорящий о том, что на континенте ширится осознание необходимости действовать незамедлительно. Но чисто защитные меры недостаточны. Мантега ошибается, когда утверждает, что «главным вопросом является выход США и Европы из экономического кризиса, потому что последствия от этого сказываются на нас». Во-первых, этот спасительный выход из кризиса не наступит, потому что «богатые и обремененные высокой задолженностью страны» (определение Оскара Угартече/Óscar Ugarteche) вошли в период жесткой экономии и застоя или очень медленного роста, неспособного оживить мировую экономику.

Во-вторых, и это является ключевым моментом, мы переживаем этап всеохватывающих системных изменений в мире, а не только в экономике. Если быть кратким, то можно сказать, что связь между центром и периферией нарушена, идет процесс формирования новых региональных центров, подобных БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика). У них складываются отношения иного типа со своими собственными перифериями и со старыми центрами власти, находящимися в состоянии упадка. К этому следует добавить кризис гегемонии США и укрепление многополярного мира. Запад перестал быть мировым центром, чья ось быстро смещается в сторону Азии. Речь идет о масштабном изменении, которое не способно охватить наше воображение, особенно в культурной области. И еще не стоит забывать о том, что добыча нефти достигла своего пика, нынешняя цивилизация, основанная на потреблении нефти, постепенно деградирует, а в окружающей среде и климате происходят необратимые и тревожные изменения.

Предупреждение Иммануэля Валлерстайна (Immanuel Wallerstein) относительно «надвигающегося большого коллапса» и необходимости принятия мер для того, чтобы выжить, следует воспринимать самым серьезным образом. По его мнению, как явствует из недавних мер по спасению Греции от банкротства, по сути дела Европа отрабатывает создание Европейского валютного фонда, что предполагает установление новой системы единого управления.

Китай рассматривает вопрос о том, чтобы прекратить приобретение не только долговых обязательств правительства США, но и активов в этой стране. Будучи основным кредитором и покупателем облигаций Федерального резерва, подобное решение лишь приблизит наступление дефолта, который всем внушает такой ужас. Газет Asia Times опубликовала великолепный отчет о «крахе американского среднего класс», авторы которого доказывают, что ипотечный кризис будет длиться долго в силу демографических причин, а доходы малых предприятий, куда вкладывают капиталы широкие слои среднего классы, еще очень не скоро преодолеют последствия экономического кризиса.

Если обобщить все вышесказанное, то «кризис будет продолжаться, и Южной Америке следует серьезно призадуматься». Главный вызов заключается в том, что регион нельзя рассматривать в привязке к сценариям развития глобальной экономики, но лишь в контексте его собственных приоритетов, главный из который предполагает разработку собственных целей и задач: идти независимым курсом, без оглядки на богатый, но обремененный долгами мир, в особенности на его финансовую систему и многонациональные корпорации. Именно они испытывают необходимость «инвестировать» в Латинскую Америку, именно здесь они делают свой бизнес, получая прибыль, которую не в состоянии получить, в мире, увязшем в долгах.

Для достижения этой цели необходимо ускорить осуществление некоторых мер, а именно: дать эффективный старт работе Банка Южной Америки (Banco del Sur), перенаправить потоки углеводородов на нужды самого региона, отойти от использования доллара, заменить его региональной валютой и продолжать укрепление внутрирегиональных связей и торговли. Эти предложения уже давно обсуждаются на континенте, но их осуществление в большой степени задерживается из-за недостаточного интереса со стороны некоторых стран, играющих ведущую роль.

Но в любом случае этих мер будет недостаточно. Потому что, строго говоря, речь не идет об одном или нескольких кризисах, а о перекройке карты мира, предоставляющей Латинской Америке возможность изменить в свою пользу распределение властных функций в мире и придать им более справедливый характер. Огромные валютные запасы стран Южной Америки, почти такие же, как у Японии, но при этом не обремененные гигантским долгом, должны быть сейчас направлены на осуществление долгосрочных преобразований. По всей видимости, особый упор необходимо сделать на науку, технику, исследовательские и инновационные работы.

Отставание огромно. Бразилия, на долю которой приходится 2,3% мирового ВВП, подает заявки на патент лишь 0,3% мировых изобретений и является единственной южноамериканской страной, которая намерена увеличить капиталовложения в научно-исследовательские работы. Она регистрирует в год 500 патентов по сравнению с 45.000 в США. Азиатские страны своим примером доказывают, что совершить рывок возможно. За последние 20 лет Китай, Индия и Южная Корея добились впечатляющих результатов в области инноваций. Согласно прогнозам, к 2020 Китай обгонит США как главного мирового генератора научных знаний.

Несмотря на то, что валютные запасы Боливии составляют 11 миллиардов долларов, эта страна ежегодно выделяет на научно-исследовательские работы лишь 40 миллионов, или 0,1% своего бюджета. В связи с этим, ей приходится обращаться за помощью к многонациональным корпорациям, чтобы наладить промышленное производство лития. В остальных странах континента наблюдается весьма схожая ситуация. Не совершив прорыва в области научных исследований, мы не сможем в разумный срок, допустим, в течение двух десятилетий, перестать быть исключительно экспортерами сырьевых продуктов, прекратить пополнять бюджет только за счет продажи полезных ископаемых и пойти новым курсом.

И, наконец, невозможно будет выйти из нынешнего системного хаоса без конфликтов и потерь, без внутренних распрей. Это кризис. Чтобы начать новый курс, нужно решительным образом порвать со старым.

Уругвайский журналист Рауль Зибечи ведет научную и исследовательскую работу во Францисканском многопрофильном университете Латинской Америки. Является советником ряда общественных организаций.