В прошлом месяце администрация Обамы дала понять, что она предприняла важный шаг, делающий более сбалансированной ее политику в отношении России. Ранее она явно фокусировалась на заключении договоренностей с авторитарным режимом Владимира Путина и Дмитрия Медведева, в целом игнорируя вопросы коррупции и прав человека. Теперь Госдепартамент сообщил в своем письме Конгрессу, что он запретил въезд в Соединенные Штаты нескольким десяткам российских чиновников, причастных к печально известному делу о коррупции, которое стоило свободы и жизни российскому юристу.
Реакция России показывает, что администрация поступила правильно, и что подобные меры небезразличны иностранным элитам. Сначала российские официальные лица разразились пустыми, туманными угрозами ответных мер. Затем власти объявили о возбуждении уголовного дела против двух тюремных врачей, причастных к смерти юриста Сергея Магнитского. Наконец прокуратура на прошлой неделе возобновила дело самого г-на Магнитского, которое привело к его аресту и смерти в 2009 году от дурного обращения.
Скорее всего, новое расследование представляет собой очередную циничную уловку российского Министерства внутренних дел, которое уже два года покрывает своих сотрудников, виновных в смерти г-на Магнитского, несмотря на публично данные г-ном Медведевым обещания добиться правосудия. Размах преступлений и наглое укрывательство многое говорят о сущности российского режима. Г-н Магнитский попал под удар после того, как разоблачил группу сотрудников Министерства внутренних дел и налоговой службы, похитившую у государства 230 миллионов долларов. В результате вороватые чиновники обвинили его самого в хищении и арестовали. В тюрьме юриста содержали в ужасных условиях и отказывали ему в медицинской помощи.
Однако оказалось, что работодателями г-на Магнитского были американская юридическая фирма и лондонский инвестиционный фонд, и они разместили в интернете множество доказательств того, что чиновники после хищения переправили десятки миллионов долларов на зарубежные банковские счета и вложили огромные деньги в недвижимость за границей. В прошлом месяце специальный совет по правам человека сообщил г-ну Медведеву, что дело велось с нарушениями, и назвал конкретного высокопоставленного сотрудника МВД, на котором лежит ответственность за это. Тем мне менее, Министерство внутренних дел продолжает утверждать, что никаких нарушений не было. По-видимому, г-н Медведев не способен справиться с круговой порукой коррумпированных чиновников.
Давление со стороны Соединенных Штатов и Европейского Союза, который также рассматривает возможность ввести санкции в связи с делом Магнитского, могло бы помочь тем из россиян, кто хочет бороться с распространившейся при Путине в государственных органах преступностью. Однако администрация Обамы не хотела ничего делать. Действовать она начала под нажимом Конгресса, который начал рассматривать законопроект о замораживании активов чиновников, причастных к делу Магнитского и другим громким делам о нарушениях прав человека, и о запрете выдачи им виз. В своем письме, в котором сообщалось о запрете, Госдепартамент также убеждал Конгресс отказаться от этого законопроекта, утверждая, что он может подтолкнуть Москву прекратить сотрудничество по санкциям против Ирана и транспортировке грузов в Афганистан.
Однако, если принять этот аргумент, получится, что «перезагрузка» отношений с Россией означает, что чиновникам, виновным в таких преступлениях, как хищения, пытки и убийства, следует разрешить посещать Соединенные Штаты и хранить здесь краденые деньги. Между тем, Кремль в Иране и в Афганистане в любом случае будет действовать исходя из собственных предполагаемых интересов. Россия не будет надежным партнером США, пока такие дела, как дело Сергея Магнитского, не будут решаться по закону.